Войти в почту

Точка невозврата пройдена: по кому ударят новые санкции США и каким будет ответ

С

Точка невозврата пройдена: по кому ударят новые санкции США
© ТРК Звезда

анкционные программы специально закреплены на уровне законов, а не президентских указов, которые могут отменяться другими президентскими указами.

Американцы, похоже, окончательно взяли на вооружение стратегию непримиримого санкционного противостояния с Россией. Одно непопулярное решение следует за другим, причем поводы для введения ограничительных мер придумываются самые разные – от Сирии до набившей оскомину Украины. Накануне палата представителей конгресса США приняла проект санкций, который затрагивает теперь уже группу стран, представляющих, по мнению конгрессменов, угрозу «жизненно важным интересам» США, – Россию, Иран и КНДР. После утверждения законодательным органом документ перейдет в сенат, после чего ляжет на стол президенту Дональду Трампу. Интересно, что Белый дом уже дал понять, что поддерживает принятое решение, даже несмотря на то, что оно предусматривает серьезное ограничение полномочий президента. В частности, глава государства должен будет заранее согласовывать с законодателями любое смягчение или отмену санкций. Тем не менее Трамп, который в своей стране уже нахватал обвинений за якобы имевшее место чрезмерное сотрудничество с русскими, похоже, готов принять подобные самоограничения.

По ключевым отраслям экономики

Новый законопроект ужесточает санкции в отношении физических лиц и российской экономики. В частности, предусмотрено ужесточение ограничений на передачу американских технологий для разведки и добычи российской нефти на глубоководье, арктическом шельфе и в сланцевых формациях. Санкции направлены и на ограничение сделок с участием российских военных учреждений и специальных структур, контрактов в сфере трубопроводного экспорта энергоресурсов. К числу ограничений законодатели отнесли и запрет на доступ к кредитам или гарантиям. Отдельно оговорены меры в отношении причастных к кибератакам на физические лица и учреждения США. Им будет закрыт въезд в Штаты, их визы аннулируют, а активы заморозят. Документ также предполагает заморозку активов и запрет на сделки с теми, кто нарушает режим ограничительных мер, совершает запрещенные сделки с российскими компаниями или способствует сделкам с лицами, находящимися под санкциями, и даже с их детьми, супругами, родителями, братьями и сестрами.

Картинка

Интересно, что санкционные программы специально закреплены на уровне законов, а не президентских указов, которые могут отменяться другими президентскими указами. Именно это, как отмечают эксперты, позволяет законодателям блокировать единоличные шаги президента по снятию ограничительных мер в отношении «стран-адресатов» введенных санкций. Конгрессмены и не скрывают: закон нужен им как раз для того, чтобы контролировать президента и его действия. «Этот законопроект дает конгрессу сильные надзорные функции, чтобы российские санкции не были преждевременно сняты», – подчеркнул старший демократ Элиот Энгел во время своего выступления перед голосованием. В свою очередь, республиканец Адам Кинцингер добавил: «меня беспокоит любое сближение с Москвой без того, чтобы что-то получить взамен». А спикер палаты представителей Пол Райан был и вовсе однозначен: назвав Россию, Иран и КНДР «самыми опасными противниками США», он подчеркнул: «законопроект закручивает гайки для наших самых опасных противников».

Удар по взаимоотношениям

В Москве новое решение американских законодателей восприняли с очевидным сожалением. Так, председатель комитета Государственной Думы РФ по международным делам Леонид Слуцкий считает, что нынешнее расширение санкций напрямую вредит отношениям между Москвой и Вашингтоном. «Возможности дипломатических маневров для развязки гордиевого узла в диалоге Россия – США снижаются до крайне малой степени. Антироссийский маховик, запущенный еще администрацией Обамы, продолжает крушить все на своем пути», – констатировал он.

Картинка

По мнению заместителя министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, конгресс США, выдвигая новые инициативы по санкциям против России и ряда других стран, вредит, прежде всего, самой Америке. «Таким образом подрывается авторитет страны и доверие к ней со стороны мирового сообщества», – полагает замглавы МИД РФ. Как считает Сергей Рябков, «очень многие влиятельные деятели в США, в том числе имеющие депутатские мандаты, являющиеся членами палаты представителей и сената, действуют в отношениях с РФ по принципу чем "хуже, тем лучше"». «Но, по моему убеждению, они вредят тем самым прежде всего самой Америке, подрывая ее позиции, создавая глубокое недоверие, формируя представление о США как о крайне ненадежном и даже опасном партнере, действия которого крайне непредсказуемы. Мы будем исходить из этих оценок в своей дальнейшей работе», – подчеркнул заместитель министра. У Дональда Трампа не будет другого выбора, кроме как подписать законопроект о санкциях, что нанесет существенный удар по российско-американским отношениям и перечеркнет все позитивные достижения от встречи лидеров РФ и США. Таково мнение эксперта Российского института стратегических исследований, политолога Константина Блохина. «Трамп подпишет, у него не будет выбора: либо он подписывает закон и соглашается, либо он ставит вето, его называют ставленником Кремля, кремлевским агентом, а конгресс преодолевает это вето большинством голосов», – подчеркивает эксперт. При этом, как считает Константин Блохин, в случае наложения вето может начаться новая волна попыток инициировать импичмент. «То, что Россия приравнена к странам-изгоям (Ирану и Северной Корее), безусловно, наносит еще более существенный удар по перспективам российско-американских отношений, – с сожалением отмечает эксперт. – Это также перечеркивает все позитивные достижения, которые были достигнуты во время встречи президентов. То есть после этой встречи еще оставались какие-то надежды. Теперь же, с такой ситуацией, последние иллюзии начинают улетучиваться. Необходимо готовиться не к улучшению отношений, а к еще большей конфронтационности».

Виновны «по умолчанию»

Аналитики отмечают: Трамп, как ни хотел бы он улучшить отношения с Россией, каким бы сторонником взаимодействия ни позиционировал себя, ничего не может сделать, так как связан по рукам и ногам нынешним решением конгресса. «Закон о санкциях можно рассматривать как карту, которую разыгрывает конгресс в борьбе истеблишмента с президентом, – убежден руководитель Центра по связям с общественностью и СМИ Российского института стратегических исследований Игорь Пшеничников. – Надо смотреть, в каком контексте принимался этот законопроект. Сейчас в Соединенных Штатах царит атмосфера истерии. Никто из конгрессменов не хочет оказаться на месте бывшего президентского советника Майкла Флинна, который за безобидную встречу с русским послом лишился своего места».

Картинка

Как считает эксперт, закон опасен, прежде всего, тем, что полностью связывает руки и ноги Трампу. «В документе черным по белому написано, что президент не может ни смягчить, ни отменить санкции без согласования с конгрессом, – отмечает Игорь Пшеничников. – Это означает, что если Трамп вдруг сделает что-то, что, по мнению конгрессменов, не вписывается в рамки этого закона, то глава государства может быть подвергнут импичменту. Кроме того, надо понимать, что этот закон фактически регламентирует отношения Вашингтона с Москвой. И он действует не только для нынешнего американского президента, но и для всех других. Отменить какой-либо закон в Штатах очень сложно, учитывая их бюрократическую систему. Если вспомнить, например, поправку Джексона-Вэника, которая была принята в начале 1970-х годов (она ограничивала торговлю США с теми странами, которые препятствовали выезду своих граждан за рубеж), то этот закон был направлен, прежде всего, против Советского Союза. Так вот, эта поправка, принятая в 1970-х, была отменена только в середине 2000-х, когда СССР уже не было. Надежды на ослабление этой истерии, на улучшение отношений между Соединенными Штатами и Россией нам ждать не приходится. По крайне мере, до тех пор, пока США сами не будут инициаторами этого процесса». Политолог Кирилл Рогов подчеркивает: сегодня мы наблюдаем системную проблему, когда американский политический истеблишмент считает, что Дональд Трамп может оказаться несвободным в своих действиях, зависимым от иностранных разведок и правительств в связи со своим прошлым. «Именно поэтому принимается решение, что необходимо максимально ограничить его внешнеполитическую свободу, его свободу в реализации внешней политики», – отмечает эксперт. Правда, некоторые аналитики обращают внимание на одну оговорку в законопроекте: в согласованном палатами варианте указано, что решение действует пять лет.

Картинка

«Создается впечатление, что этот закон создан специально для Трампа, – отмечает Игорь Пшеничников. – Но что мешает этот закон продлить, если кому-то из либерального истеблишмента покажется, что отношения с Россией нужно осложнять и дальше? В общем, нам придется жить в новых условиях, когда Россия в соответствии с одним из законов США фактически объявлена врагом. Кстати, в этом смысле среди политологов уже появилась шутка: а не вписать ли американцам антироссийские санкции в качестве поправки в свою конституцию?».

Клин клином вышибают

Россия подготовит официальную реакцию на закон о новых санкциях против Москвы и на ситуацию, сложившуюся с дипломатической собственностью РФ. Об этом заявил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. «Готовить такую реакцию, потому что она обязательно должна быть. Не симметричная, но болезненная для американцев. И на закон, и на все предшествовавшие этому действия по недвижимости, дипломатам и прочее», – написал он на своей странице в Facebook.

Картинка

Кроме того, по словам Косачева, сложившуюся ситуацию необходимо обсудить с Евросоюзом, с которым может сложиться «как минимум временный мезальянс» с учетом того, что санкции Вашингтона наносят ущерб его экономическим интересам. «Принятый США закон по санкциям показал, что в российско-американских отношениях не будет не только прорыва, но и нормализации, их деградация неизбежна, – признал член Совета Федерации. – После встречи двух президентов в Гамбурге я высказал осторожную надежду, что она может стать предвестием прорыва в отношениях между Россией и США. Надежда умирает последней, но она умирает». Кстати, Константин Косачев считает, что с учетом нынешних решений необходимо продолжать выстраивать отношения с остальным миром, который «гораздо шире западного», исходя из того, что «с нынешним антироссийским консенсусом в конгрессе диалог не получится». «Свет клином на США совершенно точно не сошелся», – подчеркивает сенатор. С ним в определенной степени солидарен член Общественной палаты России, глава Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин, который считает, что новые санкционные решения могут способствовать развитию российского производства и кооперации.

Картинка

«Ужесточение экономических санкций против России вызывает озабоченность в странах Евросоюза, опасающихся за совместные с РФ инвестпроекты в российских отраслях, поскольку санкционный режим теперь дополняется возможными мерами против зарубежных компаний, сотрудничающих с российскими партнерами, – отмечает он. – Беспокойство европейских компаний можно понять ввиду их растущей заинтересованности в локализации производства в России. Хотя не исключено, что крупные брендовые компании Запада могут попридержать локализационные проекты или даже временно уйти с российского рынка». Однако, как считает глава Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, нет худа без добра: в этом случае усилится конкуренция между российскими производителями, что, в свою очередь, приведет к большему насыщению внутреннего рынка качественной отечественной продукцией. «Для российских компаний в легпроме и других обрабатывающих отраслях это неплохой шанс воспользоваться простаивающими или потенциально свободными нишами и, соответственно, вывести на рынок свои торговые марки, причем многие из них уже сегодня конкурентоспособны с западными брендами по качеству и цене», – замечает Андрей Разбродин.