Войти в почту

Сверхскорость в воде: в мире нет аналогов российской ВА-111 "Шквал"

Генеральный директор компании «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов сообщил, что в рамках госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы Российская армия получит новейшую сверхскоростную торпедо-ракету, являющуюся улучшенной версией ВА-111 «Шквал».

Сверхскорость в воде: российскому "Шквалу" нет аналогов в мире
© Pr Scr youtube.com / Пресс-служба Минобороны России

Торпедо-ракета «Шквал» была разработана еще в конце семидесятых

Напомним, что торпедо-ракета ВА-111 была принята на вооружение в СССР в 1977 году и была предназначена для несения ядерной боеголовки, но затем был создан современный «базовый вариант» с обычной боеголовкой и автономным управлением без самонаведения.

Высокая скорость этой торпедо-ракеты в 370 километров в час была получена за счет применения реактивного двигателя, который обеспечивает большую тягу и снижает сопротивление воды.

На протяжении 20 лет в мире не было аналогов ВА-111, но в 2005 году Германия заявила о том, что она обладает торпедо-ракетой «Барракуда» с аналогичными характеристиками, но немцы до сих пор никак не подтвердили на практике наличие у себя такого военного средства.

Концепция нового варианта торпедо-ракеты «Шквал», естественно, не разглашается, но, судя по всему, она получит, как минимум, больший запас хода – у базовой модели ВА-111 он равнялся 13 километрам, с принципиально новым блоком управления этим военным средством.

Торпедо-ракета «Шквал» неуязвима и сегодня

Сотрудник Центра анализа и технологий капитан третьего ранга в отставке Максим Шеповаленко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что даже не для своего времени, но и сегодня торпедо-ракета «Шквал» является практически неуязвимым военным средством.

Дело в том, что скорость, которую эта ракета может развивать под водой, является недоступной для большинства современных средств противодействия торпедному вооружению.

«Торпедо-ракета «Шквал» на протяжении фактически сорока лет является уникальным средством вооружения. Это однозначно, и с этим никто в мире не спорит. Другой вопрос, что с момента разработки ее базового варианта прошло много времени и, вероятно, что у конструкторов уже сформировалась точка зрения, как ее необходимо улучшить», - заключает Шеповаленко.

Ведь время идет, технические возможности становятся выше, как и уровень вооружения наших оппонентов, поэтому любое военное средство постепенно начинает в чем-то устаревать.

«Другой вопрос, что и сегодня без сомнений хватает технических возможностей торпедо-ракеты «Шквал». Речь здесь идет о гарантированном поражении подводных и надводных целей, хотя если конструкторы видят здесь направления для принципиального улучшения ее боевых качеств, то подобные работы необходимо только приветствовать», - резюмирует Шеповаленко.

Тренд на повышение скорости сегодня культивируется в России

Примечательно, что в контексте ВА-111 обычно обращают внимание на ее скоростные качества – об увеличении скорости движения торпедо-ракеты, никто не говорил, но нельзя не сказать о том, что данный аспект сегодня является главным трендом в нашем ракетном вооружении.

Заметим, что в России сейчас создана настоящая государственная программа, в рамках которой планируется создать целое семейство крылатых ракет и противоракет, способных развивать так называемую сверхзвуковую скорость в атмосферной среде, т.е. свыше 5 мах в час.

«Увеличение скорости для такого военного средства связано с огромным количеством сложностей – это проблема обтекания, проблема движения в такой плотной среде, как вода. Это совсем не воздух – здесь все намного сложнее. С одной стороны, нельзя говорить, что прогресс в этом вопросе остановится, а с другой – сверхзвуковые скорости или нечто подобное в подводной среде звучит, если не фантастично, то очень амбициозно», - констатирует Шеповаленко.

При этом, направление развития таких торпедо-ракет в сторону увеличения их скоростных качеств с точки зрения развития современной военной техники является логичным трендом.

Остается только гадать, куда будет развиваться ВА-111

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в рамках развития ВА-111 едва ли не главной проблемой является то обстоятельство, что у нее в мире нет конкурентов.

Это касается, как ее прямых аналогов на вооружении военно-морских сил других государств, так и средств противодействия против подобной военной техники. На сегодня чего-то подобного нет и в помине, что заставляет нас иногда смотреть на ВА-111 «Шквал», как на венец творения.

«Собственно, таких ракет никто в мире не создавал, поскольку «Шквал» движется не в воздухе, а в воде и не является обычной торпедой. И в этой связи, достигнутая ВА-111 скорость часто кажется максимальной, хотя на деле это, безусловно, не так», - заключает Шеповаленко.

Для этого, как считает Александр Анатольевич, необходимо увеличить мощность двигателя этой торпедо-ракеты при сохранении ее технических характеристик. В случае, если эта проблема будет каким-то образом решена, то возможно и увеличение скорости ВА-111 под водой.

«На этот вопрос могут ответить только конструкторы, что им удалось сделать и дало ли это какой-то практический результат в плане увеличения скорости ВА-111», - резюмирует Шеповаленко.

Другое дело, ВА-111 «Шквал» и сегодня является совершенным военным средством, ведь на практике обычную торпеду поразить очень сложно, а такую торпедо-ракету вообще невозможно, что говорит нам о том, что российские конструкторы, скорее всего, выбрали в качестве основного направления своих работ другие направления развития этого военного средства.