Войти в почту

5 русских хакеров, арестованных за рубежом

Программист Станислав Лисов, задержанный в Испании в начале этого года по подозрению в кибермошенничестве, написал письмо президенту России Владимиру Путину, в котором просит его разобраться с «вопиющими фактами беззакония». «Газета.Ru» вспоминает другие случаи, когда «русских хакеров» арестовывали за рубежом.

5 русских хакеров, арестованных за рубежом
© Shutterstock

«Моя последняя надежда»

Российский программист Станислав Лисов был задержан полицией Испании в январе 2017 года по запросу ФБР в связи с обвинением в кибермошенничестве. С тех пор он содержится в испанской тюрьме города Вальдеморо и опасается экстрадиции в США, где ему грозит до 35 лет лишения свободы. Отчаявшийся Лисов и его супруга Дарья обратились в письме к президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь. «Очень прошу вас о помощи, взять на контроль мою ситуацию и разобраться в несправедливости, с вопиющими фактами беззакония со стороны США к гражданину России. Мое обращение к вам — это моя последняя надежда», — говорится в письме программиста, выдержки из которого цитирует RT. Согласно документам министерства юстиции США, Лисов состоял в контакте с некой хакерской группировкой и участвовал в торговле краденными данными, полученными с помощью банковского трояна. Кроме того, его обвиняют в распространении вредоносного программного обеспечения. В своем обращении к Путину задержанный россиянин отрицает свою вину. «Я хочу заявить, что не имею отношения к тем преступным делам, в которых меня обвиняют США. У меня есть подозрения, что, если попаду на территорию Соединённых Штатов, обвинения могут измениться или будет применено давление/принуждение», — пишет Лисов. В Национальном суде Испании 20 июля состоится заседание, на котором скорее всего будет вынесено судебное решение касательно дальнейшей судьбы Лисова.

Петербургский спамер

В апреле в Испании был задержан еще один россиянин, программист из Петербурга, которого обвиняют в хакерстве. Его зовут Петр Левашов, и изначально ему приписывалось вмешательство в президентские выборы в США в 2016 году. Однако после задержания в документах американского минюста появилась другая формулировка — Левашову инкриминируют управление глобальным ботнетом Kelihos и кибермошенничество. Вредоносные программы Kelihos похищали личные данные пользователей, перехватывая в зараженных компьютерах логины и пароли. По данным минюста США, Левашов мог использовать эту информацию для своих неправомерных операций по рассылке спама, которые он рекламировал на криминальных форумах. Левашова задержали во время отдыха с супругой в Барселоне по запросу американских властей. На текущий момент его переводят из одной испанской тюрьмы в другую без предъявления обвинений. Ему, как и Лисову, может грозить экстрадиция в США по делу о киберпреступлениях. Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Александр Ионов, который занимается делом Лисова, отреагировал и на задержание Левашова, назвав ситуацию с двумя русскими программистами «прямой угрозой для граждан России, выезжающих за рубеж».

Цитадель взята

В марте 2017 года в США начался судебный процесс по делу гражданина России Марка Вартаняна, экстрадированного из Норвегии в конце прошлого года. Вартаняна, который свою вину не признает, обвиняют в разработке и внедрении зловредной программы Citadel, которая заразила примерно 11 млн компьютеров по всему миру и нанесла ущерб более чем на $500 млн. Вирус предназначался для заражения систем и кражи личных данных пользователей — логинов, паролей и данных банковских карт. Зловред активно продавался на русскоязычных хакерских форумах, начиная с 2011 года. По делу о распространении Citadel Вартанян проходит как второй ответчик — ранее в 2015 году еще один россиянин Дмитрий Белороссов получил четыре с половиной года за компьютерное мошенничество с использованием этого же вируса. Марку Вартаняну грозит от 10 до 30 лет лишения свободы в американской тюрьме.

Меж двух огней

В октябре 2016 года в Праге был задержан Евгений Никулин — его обвиняют в хакерстве и получении незаконного доступа к данным LinkedIn, Dropbox и Formspring. Чешский суд санкционировал экстрадицию россиянина, но так как ее одновременно запросили и Россия, и США, окончательное решение по данному вопросу примет министр юстиции Чехии. Никулину вменяют вторжение в компьютерную сеть, кражу личности при отягчающих обстоятельствах и нанесение ущерба компьютерам. Если вина россиянина будет доказана, то к нему будет применено наказание в виде 30 лет тюрьмы и штрафа в размере до $1 млн. При этом зарубежная пресса считает, что Никулин оказался заложником напряженных отношений России и США на фоне многочисленных сообщений об атаках «русских хакеров». Адвокат задержанного утверждает, что агенты ФБР оказывали на его клиента давление, заставляя взять на себя ответственность за взлом почты Демократической партии в ноябре прошлого года.

Смертный приговор

Роман Селезнев, сын депутата Госдумы Валерия Селезнева, был задержан на Мальдивских островах три года назад. Американские спецслужбы обнаружили на его ноутбуке данные 1,7 млн украденных банковских карт, а также доказательства его участия в кибермошеннической схеме. Ущерб, причиненный Селезневым, оценили в $170 млн, а его самого приговорили к 27 годам тюрьмы. Россиянин назвал решение американского суда «смертным приговором», так как имеет проблемы со здоровьем — он серьезно пострадал в результате теракта в Марокко, после чего ему в череп была установлена металлическая пластина. Селезнев полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном, но снисхождения суда так и не получил. Его адвокат также назвал приговор «необоснованным и несправедливым».