Холостые стволы встанут на учет

Владельцев охолощенного или деактивированного оружия хотят обязать ставить его на учет в органах Росгвардии. О таком предложении ведомства рассказал начальник Главного управления лицензионно-разрешительной работы генерал-майор Леонид Веденов. В последнее время правоохранители возбудили несколько уголовных дел в отношении реконструкторов и сотрудников музеев, где деактивированное оружие не было зарегистрировано. Сами коллекционеры и реконструкторы отнеслись к идее регистрации макетов орудия неоднозначно. В Росгвардии предлагают обязать владельцев охолощенного оружия регистрировать его в правоохранительных органах также, как сейчас регистрируют охотничье, спортивное и травматическое оружие. Об этом во вторник рассказал начальник Главного управления лицензионно-разрешительной работы Росгвардии генерал-майор полиции Леонид Веденов. По его словам, сейчас на руках у россиян находятся «сотни тысяч» единиц такого оружия.

За ненастоящий пистолет можно сесть
© Василий Батанов/РИА «Новости»

«Мы не ведем его учет, но ориентируемся на информацию от производителей. Возникает еще вопрос о том, как завести это все в легальное поле, если соответствующий закон будет принят. Предполагаю, что будет сделан какой-то переходный период, в течение которого гражданам будет предоставлено право самим прийти и зарегистрировать такое оружие. Этот механизм будет мягким и не ущемляющим интересы граждан. Мы все это еще будем обсуждать», — объяснил генерал.

Он также уточнил, что будет разработана «иная система» регистрации, отличающаяся от существующей для огнестрельного, охотничьего или спортивного оружия.

«Она будет более упрощенной, но регистрация сразу снимет подобные проблемы», — пояснил Веденов, отвечая на вопрос о мерах Росгвардии по регулированию оборота охолощенного оружия и проблемах, с которыми столкнулись исторические реконструкторы и сотрудники музеев, подвергнутые уголовному преследованию за незаконное хранение оружия.

«Если оружие стоит на учете, как охолощенное, то эксперт уже не сможет сделать [спорного] заключения, достаточного для возбуждения дела», — уточнил представитель Росгвардии, уточнив, что не готов комментировать конкретные уголовные дела.

Проблемы с обвинениями в незаконном хранении оружия периодически возникают у различных музеев и сообществ исторических реконструкторов. Так, восьмого июля RT сообщил о том, что полицейские нагрянули с обыском в военно-исторический клуб «Гардарика» в Гусь-Хрустальном владимирской области. Там

изъяли три винтовки Мосина, два пистолета-пулемета ППШ и один револьвер. Руководитель клуба 24-летний Алексей Тюренков утверждает, что все изъятое не приспособлено для стрельбы боевыми патронами. УМВД по Владимирской области позже выпустило пресс-релиз, в котором говорилось, что экспертиза подтвердила возможность использования изъятых образцов как боевого оружия.

Тем временем жители Гусь-Хрустального собирают подписи за прекращения уголовного дела в отношении Тюренкова. Не верят в его криминальные наклонности и в мэрии города.

Днем ранее стало известно о прокурорской проверке, которая была проведена в городском музее города Березовский Кемеровской области. Местного представителя надзорного ведомства Андрея Лошкарева заинтересовали гранаты и боеприпасы к артиллерийским орудиям.

«В ходе проверки выяснилось, что огнестрельное оружие, представленное в музее, по сути таковым не является. Вместе с тем его составные части – такие, как затвор или ствольная коробка, признаны пригодными для возможной дальнейшей эксплуатации», — сказал прокурор одному из телеканалов.

В итоге в музее были изъяты австрийский револьвер 1872 года, пистолет-пулемет ППШ и винтовки Мосина. По факту незаконного хранения оружия возбуждено уголовное дело.

«Я собирала эту коллекцию 40 лет. Что-то мне от военных досталось, что –то собирали и передавали мне поисковики», — со слезами на глазах рассказала о своей экспозиции директор музея Татьяна Юдина. По ее словам ни разу за все время существования музея никто из представителей власти не требовал от нее какой-либо регистрации оружия.

Некоторые коллекционеры рассказали «Газете.Ru», что введение простых и понятных всем правил регистрации деактивированного оружия и охолощенных «стволов» помогли бы любителям антиквара избежать многих проблем.

«У меня у самого некоторое время назад правоохранители изъяли несколько образцов моей коллекции. В итоге промурыжили меня полгода, вымотали все нервы. Но состава преступления в моих действиях не нашли. Все оружие мне вернули», — рассказал собеседник «Газеты.Ru», попросивший не публиковать его имя.

По словам коллекционера, сегодня на рынке деактивированного оружия царит неразбериха из-за пробелов в законодательстве.

«Во-первых какие-то документы о том, что их товар не является боевым оружием, часть магазинов торгующих макетами и охолощенным оружием, все же получает. Их выдают самые разные организации, и далеко не всегда эти документы спасают от проблем с правоохранителями. С другой стороны, есть немало торговых точек, которые работают вообще без всяких документов, даже не пытаясь как-то легализовать свой товар», — сказал собеседник «Газеты.Ru».

Он добавил, что в настоящий момент не существует единой базы данных деактивированного оружия, и это тоже иногда приносит трудности его владельцам. «У нас был инцидент, когда человек из Петербурга привез в Москву охолощенное орудие. Петербургские правоохранители неоднократно проверяли мужчину на предмет нарушений закона и вопросов у них к нему не возникло. В Москве же макеты оружия изъяли, — отметил коллекционер. -- Возможно стоит обратиться к международному опыту. В Германии, например, сейчас есть несколько фирм, которые вам по заказу из любого орудия могут сделать деактивированный или охолощенный макет и потом выдать соответствующий документ. По нему вас пустят с вашим «оружием» даже в аэропорт, без всяких проблем».

Впрочем, реконструкторы, которые зачастую активно и много используют в своих мероприятиях охолощенное оружие, отнесли к идее его обязательной регистрации без энтузиазма.

«Мы давно и много общаемся с отделами лицензионно-разрешительной работы. Поэтому каждый раз, когда мы с ними общались, они говорили, что наши макеты и охолощенное не представляют такой опасности, как травматы и охотничье, а у них и так много работы по регистрации оружия. По их же словам, если на них «повесят» еще и работу с нами, то они вообще зашиваться будут», — пояснил «Газете.Ru» руководитель столичного центра Военно-исторической реконструкции «Гарнизон-А» Тимур Черепнин.

По словам представителя индустрии, из охолощенного или деактивированного оружия еще никого не убили.

«Преступления совершаются либо с помощью уже зарегистрированного охотничьего и травматического орудия, либо с помощью стволов, купленных на черном рынке. Глупо ведь идти грабить инкассатора с макетом винтовки Мосина, правда?»,

— сказал Черепнин. Он добавил, что на мероприятия, которые организует его реконструкторский клуб регулярно приезжают представители Росгвардии и переписывают номера макетов, которые реконструкторы используют, поэтому необходимости дополнительной регистрации он не видит.

Схожей точки зрения придерживается и один из активных участников движения реконструкторов Константин Терновский, занимающийся восстановлением униформы и вооружения подразделений Красной армии времен Великой отечественной войны.

«Для контроля за оборотом оружия в нашей стране предлагаемая мера абсолютно бесперспективна. Понятно, что правоохранители хотят получить возможность отследить изготовление боевых образцов из оружия, стреляющего холостыми патронами, а также взять под контроль образцы, которые могут представлять культурную ценность, — рассуждает Терновский. — Однако действующие нормы закона «Об оружии» устанавливают к охолощенному оружию такие требования, которые не позволяют получить боевой образец без очень глубокой переработки. Да и ценность подобной переделки низкая. Ведь на любое оружие действуют такие факторы, как время и усталость материала».

По его словам, рассказы о подростках с охолощенным оружием, которые грабят банк, рассыпаются перед ценами на эти образцы.

«Например, охолощенный образец винтовки Мосина в магазине стоит от 28 000 тысяч рублей. Мало подростков себе подобное смогут позволить», — говорит реконструктор.

Тем не менее, Терновский считает, что большинство его коллег и коллекционеров — это воспитанные и юридически грамотные люди, которые спокойно перенесут все меры ограничивающие оборот деактивированного и охолощенного оружия, если такие будут введены.