Войти в почту

Регионам-спекулянтам ударят по рукам

В ближайшее время регионы лишатся возможности «жонглировать» бюджетными кредитами, используя их нецелевым образом — например, направляя на депозиты и получая дополнительный доход. Минфин, Счетная палата и депутаты выступили единым фронтом против регионов-спекулянтов. Ужесточение нравится не всем представителям субъектов Федерации, а эксперты отмечают, что закручивание гаек не решит проблему хронического дефицита части региональных бюджетов. Недавно комитет по бюджету и налогам рекомендовал Госдуме принять во втором чтении поправку к Бюджетному кодексу, запрещающую регионам размещать полученные от федерального центра средства на банковских депозитах на срок более одного месяца.

Регионам-спекулянтам ударят по рукам
© Lidia Kelly/Reuters

«Субъект Российской Федерации, получивший бюджетный кредит из федерального бюджета, не вправе размещать средства бюджета субъекта Российской Федерации на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц», — говорится в документе.

Предполагается, что эта норма, как и большинство других поправок в Бюджетный кодекс из данного пакета, вступят в силу с 1 января 2018 года.

Как заявлял замглавы Минфина Алексей Лавров, это позволит прекратить «распространенную практику, когда, получив бюджетный кредит, субъект размещает (средства) на депозите и играет на разнице ставок».

По информации «Газеты.Ru», еще весной в Минфине прошел ряд согласительных совещаний, посвященный планируемым изменениям в Бюджетный кодекс. В частности, в них принимали участия представители Минфина, Счетной палаты и госкорпорации Росатом, где они выработали совместную позицию по этому вопросу.

При этом в Счетной палате «Газете.Ru» рассказали, что региону теперь необходимо будет указывать перечень долговых обязательств, планируемых к погашению за счет бюджетного кредита.

В конце марта было этого года принято постановление правительства № 348, регламентирующее предоставление из федерального бюджета средств субъектам. Документ действует с апреля. Теперь при обращении за новыми займами регионы должны будут отчитаться, сколько в целом субъект имеет долгов перед федеральным центром, и как он будет их отдавать.

«Согласно постановлению, приоритет будет отдаваться тем субъектам, которые наиболее оперативно решают долговые вопросы и собираются погашать задолженности со сроком погашения в текущем году, а также долги с высокими ставками»,

— поясняет генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин. При этом регионам придется уточнять информацию даже по заявкам, направленным до вступления в силу постановления.

«предпринятые правительством меры должны положительно повлиять на осуществляемую регионами долговую политику, обеспечив надлежащее обоснование привлечения и повышение эффективности использования привлекаемых заимствований, в том числе бюджетных кредитов».

Проблема спекуляций с бюджетными средствами связана с резким ростом долгов регионов. В 2012 году их обязали повышать зарплаты бюджетникам в рамках майских указов президента, но собственных доходов у многих на это не было, поэтому пришлось занимать. На 1 января 2017 года совокупный долг субъектов Федерации составил 2,35 трлн руб.

Чтобы заместить дорогие рыночные займы федеральный центр стал активно выдавать регионам бюджетные кредиты по ставке 0,1% годовых. В 2016 году, по оценке рейтингового агентства Fitch, доля бюджетных кредитов составила 44% от всех долговых обязательств регионов. При этом, получив деньги под символический процент ставке и разместив их на депозите в банке, можно неплохо заработать.

«Есть ряд регионов, как, например, республики Мордовия, Карелия, Хакасия, Кировская область, у которых просто не хватает доходов на покрытие расходов. Эти регионы пытаются перекрывать структурный дисбаланс рыночными заимствованиями. Для решения проблемы закредитованности региональных бюджетов, федеральное правительство инициировало выдачу дешевых бюджетных кредитов на погашение части рыночных заимствований. При этом на момент принятия решения о выделении бюджетных кредитов получилось так, что рыночные заимствования были и у Москвы и у Санкт-Петербурга, поэтому и они получили бюджетные кредиты», — объясняет аналитик Fitch Константин Англичанов.

По его словам, такие регионы, как Москва или Татарстан, имеют достаточно обеспеченные бюджеты и в дешевых кредитах, по сути, не нуждаются.

«Эти регионы вполне могли, получив дешевые кредиты по ставке 0,1%, разместить свободные остатки средств на банковском депозите», — комментирует аналитик.

В 2016 году Счетная палата выступила с отчетом за 2014-2015 годы об использовании регионами бюджетных средств. Тогда ведомство предложило изменить бюджетные отношения c регионами. Счетная палата проанализировала практику обращения с бюджетными средствами в правительствах нескольких областей: Московской, Самарской, Саратовской, Ярославской и Челябинской областях. Оказалось, что

ряд областей брал бюджетные средства, имея собственные средства на депозитах. Так, Самарская область в мае 2015 года заняла 1 млрд руб. у федерального центра на покрытие дефицита, хотя на счете регионального бюджета оставалось не менее 7 млрд руб., а еще 1,8 млрд руб. были размещены на депозитах в банках.

Счетная палата, кроме того, чтобы заставить регионы указывать перечень долговых обязательств к погашению, тогда предлагала вообще лишить субъекты, которые берут бюджетные кредиты, права размещать средства на депозитах.

Аналитик «Финам» Богдан Зварич считает, что от этой идеи решено было отказаться, поскольку

предоставление возможности размещать депозит в течение месяца дает возможность регионам «придерживать средства» на проекты, осуществление которых может откладываться.

«Новая практика позволит систематизировать и регламентировать работу по управлению бюджетными средствами, выделяемыми субъектам федерации, и то, что правила игры становятся более четкими и прозрачными для всех участников процесса, — это, безусловно, положительный момент, который способствует повышению эффективности государственных расходов. Вряд ли можно говорить о возникновении каких-то проблем в связи с тем, что бюджетные кредиты можно будет размещать на депозите не более месяца», — комментирует ситуацию временно исполняющий обязанности главы Республики Карелия Артур Парфенчиков.

Впрочем, не все придерживаются этой точки зрения. По словам депутата Госдумы от Иркутской области Виктора Щапова,

федерация регулирует все до мелочей, забывая, что долги образовались по причине неподъемных полномочий, переданных федерацией регионам.

При этом в отношении самой федерации требования мягче. «Федеральное правительство может, например, не финансировать собственные постановления, отбирает у регионов без объяснения причин налоговые доходы при принятии федерального бюджета и так далее. Попытка регулировать вообще всю финансовую политику приводит к тому, что регионы лишаются стимулов для развития. У нас и так возникает масса проблем, когда Минфин перечисляет средства в декабре, а потом грозит регионам карами за то, что они не успевают их потратить», — предвидит он проблемы от нововведений.

По мнению же Константина Англичанова, этими изменениями чиновники добьются целевой траты средств, но проблему регионов со структурным дисбалансом не решат. Новые законодательные новеллы никак не помогут субъектам, не имеющим достаточных ресурсов, резюмирует эксперт.

О том, что ситуация в регионах до сих пор далека от идеальной, свидетельствует и тот факт, что рекомендованный Минфином норматив — отношение долга к собственным доходам не более 50% — выполняют всего около 30 российских регионов.

Например, в Мордовии долг к собственным доходам составляет более 170%, в Хакасии — 140%, в Костромской области — 140%. Ситуация в этих регионах без поддержки федерального центра может ухудшиться в любой момент.

Газета.Ru: главные новости