Войти в почту

Лукашенко в России. В чем на этот раз уступит Москва?

Скорее всего, белорусский президент собирается обсудить ограничение поставок сельхозтоваров и даже привез в Москву новые козыри. Тем временем, белорусские журналисты остаются в тюрьмах за сотрудничество с российскими СМИ

В чем на этот раз Москва уступит Лукашенко?
© Сергей Бобылев/ТАСС

В Россию прибыл Александр Лукашенко. Визит проходит на фоне укрепления отношений Минска с западными партнерами. Президент Белоруссии примет участие в российско-белорусском форуме и встретится с Владимиром Путиным. Предыдущая встреча была два месяца назад, после нее Москва выполнила все условия Минска в нефтегазовом споре, что, правда, не сподвигнуло белорусские власти пойти на публичные уступки со своей стороны.

В день, когда Лукашенко будет участвовать в форуме, в Азербайджане начнется суд над блогером Александром Лапшиным. Сейчас это имя несколько забылось. А вот в начале 2017 года, когда было серьезное противостояние между Москвой и Минском, Лапшин не сходил с уст чиновников и страниц российских СМИ. Российский блогер в обход Баку побывал в Карабахе. Его задержали в Минске и экстрадировали в Азербайджан, хотя Россия выступила против передачи своего гражданина третьей стране.

Лапшин тогда стал заложником конфронтации Москвы и Минска, которые не могли решить вопросы поставок газа и нефти. А наряду с ним — белорусские журналисты, сотрудничавшие с российскими изданиями. Их арестовали за разжигание межнациональной розни по групповому сговору. В апреле Москва и Минск помирились, но журналисты по-прежнему в тюрьме. Возможно, Лукашенко показывает Москве, что будет жестко наказывать по политическим статьям.

Эксперт по Белоруссии Высшей школы экономики Дмитрий Болкунец

вспоминает еще один пример:

«В марте были арестованы несколько десятков молодых людей, которых обвиняли в попытке белорусского Майдана. Это было сфабрикованное обвинение, и цель была запугать Москву, что в Минске якобы какой-то Майдан готовится. Люди, которые лет 10 назад состояли в каких-то организациях молодежных, уже давно никакой политикой не занимаются. Но власти придумали на пустом месте скандал. Благо сейчас этих ребят отпускают из тюрем, они выходят. А вот люди, которые сотрудничали с российскими медиа, сидят в тюрьмах».

Теоретически, есть и другая логика, по которой Минск мог бы себя вести по-другому. Весной Россия выполнила все требования Белоруссии: та хотела получать газ по внутренним российским ценам. После встречи Лукашенко и Путина стало известно, что «Газпром» предоставит белорусам скидку. А к 2024 году будет создан единый рынок газа, и тогда Минск уже безо всяких оговорок будет получать топливо по внутренним российским ценам.

Катализатором конфликта стали сделки Белоруссии, которая получала дешевую российскую нефть, перерабатывала и продавала бензин за валюту в Европу, хотя должна была возвращать топливо в Россию. Из-за этого Москва остановила поставки нефти в Белоруссию, но после примирения восстановила в полном объеме. Возможно, Минск сейчас попросит о чем-то еще, предполагает

партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин:

«Судя по всему, будут какие-то уступки белорусской стороне, потому что главная задача российского руководства — сохранить евразийский союз. Поэтому белорусская сторона будет настаивать на каких-то новых уступках со стороны Москвы. До сих пор все отношения с Минском показывали, что когда там настаивали на чем-то, то в Москве шли на уступки».

Можно предположить, что в этот раз Лукашенко будет обсуждать один из самых своих больных вопросов — ограничение поставок белорусских сельхозтоваров. При этом он привез в Москву новые козыри. С 1 июля белорусский Нацбанк перестанет учитывать российский рубль в качестве резервной валюты. Это сделано в связи с переходом на стандарты МВФ. А Еврокомиссия выделила Нацбанку чуть больше миллиона евро на переход на европейские стандарты. Все это, конечно, мелочи. И даже сам разговор о каких-то мировых стандартах работы финрегулятора не имеет смысла, пока он напрямую подчиняется белорусскому президенту. Но мелочи для России неприятные. Плюс к этому Минск ждет от Международного валютного фонда 3 млрд долларов. Правда, ждет он их давно и никак не может получить. Зато Белоруссия успешно разместила еврооблигации почти на 1,5 млрд долларов. И как рапортовали в правительстве, 60% бумаг скупили американцы, а еще 25% — британские инвесторы. Вся эта россыпь событий произошла в считанные дни, как раз накануне московского визита Лукашенко. Как показывает практика, в угаре такой «политики многовекторности», «батька» заявляет, что страна долго страдала от западных санкций, но союзом с Россией не торгует. И с особенной теплотой отзывается о вечных братских отношениях.