Новая сланцевая революция отменяется?
Производители сланцевой нефти в США продолжат бурение новых скважин даже при снижении цен на нефть в текущем месяце, но будут пересматривать свои расходы, если цена сохранится ниже 45 долларов за баррель в течение ближайшего времени. Главы крупнейших американских компаний надеются, что Саудовская Аравия как лидер ОПЕК не допустит сохранения нефтяных цен на текущем уровне долгое время. Сланцевые добытчики утверждали бюджеты на 2017 год при ценах в 50 долларов за баррель и больше, и нынешний спад ставит под угрозу их амбициозные планы.
Эксперты по-разному оценивают ситуацию американских нефтяников: кто-то продолжает верить в успех сланцевого дела, кто-то уже говорит о закате этой недолгой эпохи.
Экспертное мнение
Аналитик по товарным рынкам компании "Открытие Брокер" Оксана Лукичева считает, что американские нефтяники не способны совершить еще одну сланцевую революцию, и падение цен на нефть очень негативно сказывается на их бизнесе. "Текущий рост их добычи обеспечен хеджированием продаж, произведенным в 2016 году по ценам значительно выше текущего уровня – около 55-60 долларов за баррель", - сказала она агентству "Прайм", отметив, что в настоящее время низкие цены не позволяют американским добытчикам проводить активное хеджирование. "Это обусловило очень низкую долю захеджированных продаж на начало 2018 года", - поясняет она.
По словам Лукичевой, издержки производства сланцевой нефти растут, в том числе стоимость бурения (по мере роста активности), издержки на рабочую силу и обслуживание производства, стоимость кредитования. "Естественно, банки уже начинают ограничивать объемы кредитования при падении рентабельности продаж нефти. Компании в первую очередь руководствуются экономикой, несмотря на несколько бравурные заявления о бесконечном снижении издержек", - сказала она. При цене на нефть ниже 45 долларов за баррель рентабельность показывают крайне мало сланцевых добытчиков США.
По ее мнению, при удержании текущего уровня цен в течение нескольких месяцев в 2018 году сланцевая добыча пойдет вниз, и баланс рынка будет восстановлен. При этом она отметила, что наиболее вероятным диапазоном ценовой динамики до конца 2017 года видится 40-50 долларов за баррель с последующим переходом в диапазон 50-60 долларов за баррель.
Заведующий сектором "Энергетические рынки" института энергетики и финансов Николай Иванов, напротив, считает, что американским добытчикам сланцевой нефти будет легко пережить снижение цен до 45 долларов за баррель. "Это вполне комфортная цена для американских производителей", - сказал он. Тем не менее, по его словам, новой фазы сланцевой революции ждать не стоит.
Иванов считает, что американские компании еще в 2014 году были готовы к резкому снижению цен на нефть. "Они уже тогда почувствовали свою силу и знали, что справятся с низкими ценами", - сказал он, приведя в пример главу нефтяной компании Continental Resources Харольда Хамма. "Осенью 2015 года Хамм выпустил отчет для инвесторов, где показал, что при продажной цене ниже 30 долларов за баррель он работал с 60% прибылью, то есть все затраты и операционные издержки у него укладывались в 12 долларов", - сказал Иванов, заметив, что такая прибыльность не является средним показателем. По его мнению, к концу 2017 года цена на нефть Brent снизится до 38 долларов баррель
В целом, он считает, что американские производители научились эффективно работать даже в условиях суровой конъюнктуры рынка. "При изменении конъюнктуры можно просто не бурить новые скважины, переходить на более выгодные участки, так называемые sweet spots (наиболее перспективные объекты для заложения новых скважин – ред.)", - сказал он, пояснив, что особенностью сланцевой добычи является динамичность освоения проектов.
"Проекты рассчитаны максимум на 5 лет, в течение первого года обеспечивается вся прибыль и экономика проекта. Добыча в среднем падает примерно на 70%, но она обеспечивает все вложения и необходимую прибыль", - сказал он.
Иванов заметил, что спад бурения может быть в США уже к концу этого года. Но, по его словам, он мало повлияет на добычу из-за очень высокого потенциала уже пробуренных скважин.