В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

"Органы, отпустите человека!"

Французская актриса на вручении премии «Мольер» высказалась в поддержку , подвергшегося обыскам в конце прошлой недели по так называемому делу «Седьмой студии», в рамках которого расследует хищение 200 млн руб., выделенных для реализации проекта «Платформа» в 2011-2014 годах. Получателем средств выступило АНО «Седьмая студия», которое создал и в 2012 году возглавил нынешний худрук «Гоголь-центра»; основу коллектива составили выпускники курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ.
"Органы, отпустите человека!"
Фото: ТАССТАСС
«Этот почетный «Мольер» принес мне много эмоций, много радости. Но он также дает мне возможность высказать слова поддержки Кириллу Серебренникову — российскому режиссеру театра и кино. Сейчас за него все очень переживают, — сказала Юппер на вручении награды в Париже. — Не знаю, будет ли господин Путин сегодня ночевать во или он уже вернулся в .
Господин Путин, оставьте его (Серебренникова. — «Газета.Ru») в покое! Лучше сходите на его спектакли».
Владимир Путин в начале недели находился во Франции с официальным визитом. О том, что этот вопрос может быть на том или ином уровне поднят во время визита, его невольно предупредил худрук Театра Наций . Во время торжественного вручения госнаград в области культуры. Миронов, получив орден «За заслуги перед отечеством» , вместо ответной речи подошел к Путину и передал ему письмо в защиту Серебренникова.
«Вы же во Францию едете, зачем вам это надо!», — цитирует спецкорр «Коммерсанта» разговор Миронова и Путина. Именно в ответ на этот риторический вопрос Путин произнес свое сакраментальное: «Да дураки».
В самой Франции в поддержку Серебренникова высказалась не только Юппер. Газета «Либерасьон» приводит обращение французских деятелей культуры, которые высказались даже более жестко.
«Мы, собратья по театральной сцене, сподвижники и друзья Кирилла Серебренникова, возглавляющего «Гоголь-центр», проекты «Платформа» и «Седьмая студия», заявляем о поддержке этого деятеля культуры, репутации которого в настоящее время наносится ущерб, — пишут авторы обращения.
Этот блестящий смутьян театральной сцены и русского кино болезненно платит свою творческую свободу.
Мы знаем Кирилла Серебренникова, его приверженность, честность, порядочность и смелость утверждать политическое искусство в сложных условиях, зачастую с применением насилия, для современной ».
Среди подписавшихся — актер , директор Драмцентра Нормандия-Руан Давид Бобе, актриса Беатрис Даль, директор Авиньонского фестиваля Оливье Пи, а также программный директор этого смотра Анже Троли: Серебренников со спектаклем «Идиоты» в прошлом году стал первым за долгое время представителем России на этом самом престижном в мире театральном смотре.
Более того, в нынешнем году — вопреки негласной практике не приглашать один театр два года подряд — снова пригласил «Гоголь-центр», но уже со спектаклем «Мертвые души» в постановке Серебренникова.
В день обысков, 23 мая, у «Гоголь-центра» состоялся импровизированный народный сход в поддержку худрука театра. Собравшимся зачитали обращение российских деятелей культуры, которые также выступили в поддержку коллеги и выразили надежду, что следствие будет беспристрастным, а к участникам не будет проявлено «неоправданной жестокости». Под письмом подписались худрук МХТ им. Чехова , худрук театра «Ленком» , актриса , а также , , , , Яна Сексте, , , , , , , .
Следствие вечером того же дня допросило Серебренникова, а также , бывшего руководителя департамента поддержки искусства и народного творчества (сейчас она работает директором РАМТ) — у нее также прошли обыски. По версии следствия, именно она подписывала выделение 215 млн руб. АНО «Седьмая студия» на реализацию проекта «Платформа».
Апфельбаум и Серебренников получили в возбужденном деле статус свидетелей.
В тот же вечер были задержаны экс-директор «Седьмой студии» (ныне директор Театра им. Волкова в ) и бывший главбух этого АНО Надежда Масляева (сейчас работает в Театре у Никитских ворот). Следствие ходатайствовало об аресте Итина, однако судья отправила директора под домашний арест. Масляева остается в ; судя по сообщениям Следственного комитета, экс-главбух пошла на сотрудничество со следствием.
В ответ Гильдия театральных менеджеров Союза театральных деятелей опубликовала обращение, в котором выразила обеспокоенностью ситуацией вокруг Итина. «Мы глубоко обеспокоены беспрецедентным информационным давлением, которое оказывается на общественность в сложившейся ситуации вокруг Юрия Итина.
Еще до предъявления официального обвинения и на фоне произошедших событий в «Гоголь-центре», делаются публичные выводы о причастности нашего коллеги к хищению бюджетных средств», — говорится в заявлении, размещенном на сайте гильдии.
Положительно Итина характеризовал и , худрук Театра им. Волкова — как честнейшего и эффективного менеджера, при котором театр стал процветать. «Мне все это представляется каким-то чудовищным недоразумением. Очень надеюсь, что следствие будет проведено профессионально и грамотно. Виновность человека определит суд. А пока, органы, отпустите человека!» – пишет в своем письме Марчелли.
Однако Следственный комитет едва ли его услышал. Адвокат Итина в эфире телеканала «Дождь» сообщил, что 23 мая следователи вызвали на допрос 20-летнюю дочь Итина Марину, после которого, по сообщению адвоката, девушка была в состоянии «шока».
«Ее, извините за сленг, «ломали», в переносном смысле слова, упрашивали, заставляли, угрожали арестом, что ее привлекут к уголовной ответственности. Вдумайтесь, лишь для того, чтобы она дала показания на своего родного отца», — рассказал сказал Лысенко.
К объективности в рассмотрении дела призвал и министр культуры в эксклюзивном интервью «Газете.Ru». Он сообщил, что «огорчен» развитием событий, и напомнил что «никто априори не может быть назван виновным до решения суда». При этом он призвал к объективности и беспристрастности подхода к делу и посоветовал не реагировать слишком остро на «традиционные действия силовиков».
Тем временем 29 мая в социальных сетях был запущен хештег #ябылнаплатформе, организаторы которого призвали зрителей вспомнить, на каких спектаклях, перформансах и других мероприятиях «Платформы» им довелось побывать — в виде короткой реплики, фотографии или записи в соцсети.
«Сейчас, когда следствие пытается доказать, что проект «Платформа» был всего лишь фикцией и выступал чем-то вроде прачечной для отмывания денег, для нас как никогда важны ваши зрительские свидетельства, — пишут организаторы флешмоба. — Они лучше всех любых домыслов и доказательств, что «Платформа» не просто существовала, а с первого дня стала нестандартной, энергичной, популярной и беспрецедентной площадкой Москвы».
Накануне флешмоба куратор музыкальной программы «Платформы» опубликовал список из нескольких десятков только музыкальных мероприятий, которые были проведены в рамках проекта.
«Люди, которые сейчас с увлечением считают деньги «Седьмой студии» и которые считают, что из 216 млн выделенных Минкультом на три года можно украсть 200 (или сколько-нибудь), они вообще хоть раз в жизни что-то продюсировали?, — недоумевает куратор в своем фейсбуке. — Бюджет «Платформы» включал в себя аренду зала и офиса, звукоотражающие стены, специальный пол для танцевального театра, свет, декорации, аренду рояля, электроники, нотного материала, гонорары музыкантов...»
Невский приводит цифры и статьи расходов: «10 премьер за первый сезон, 12 концертов, 10 композиторских заказов только за первые полтора года, приглашение ансамблей, хореографов, оплата всех служб, зарплата исполнительным и техническим продюсерам, охрана, пиар, и банальные счета за электричество — да пусть попробуют хоть полтора проекта в Москве сделать за эту сумму».
По его мнению, «Платформе» удалось задать «некий новый стандарт, новый уровень художественного высказывания». «Седьмая студия», «Платформа» была идеальным примером культурного менеджмента в России, идеальной моделью нового театрального и музыкального пространства и новых дискурсов, нового театрального языка и опытом создания новой публики, — пишет Невский, — две «Золотые Маски» (за «Отморозков» и «Историю Солдата») — лучшее тому подтверждение. Я абсолютно счастлив и горд, что принимал в этом участие».
В то же время многие комментаторы отмечали, что фигурирующая в деле сумма хищения в 200 млн рублей, которую вменяет обвинение подозреваемым, явно во много раз завышена — с учетом того количества мероприятий, которое провела «Платформа».
Об этом, в частности, говорится в заявлении Киносоюза, опубликованного на сайте организации и подписанного ее председателем , а также режиссерами , и другими. «Мы уверены, — пишут представители киносообщества, — что муссируемые 200 млн (полученные «Седьмой студией» за три года) потрачены на профильную деятельность, а не украдены, как нам заранее, до завершение следствия и решения суда, сообщают некоторые средства массовой информации».
Тем не менее не все представители киноотрасли посчитали нужным проявить беспокойство по поводу «Седьмой студии». «Его же не посадили, никто не бросил в темницу, строго говоря. История, конечно, неприятная. Я не очень понимаю, из-за чего такая нервическая реакция», — сказал агентству ТАСС глава Мосфильма, кинорежиссер , добавивший, что уголовное дело о хищении 200 млн руб., свидетелем по которому проходит художественной руководитель «Гоголь-центра», не стоит «нервической реакции».
1 июня Кирилл Серебренников представит в театре «Геликон-опера» премьеру оперы «Чаадский» по мотивам поэмы «Горе от ума».