"Органы, отпустите человека!"

Французская актриса Изабель Юппер на вручении премии «Мольер» высказалась в поддержку Кирилла Серебренникова, подвергшегося обыскам в конце прошлой недели по так называемому делу «Седьмой студии», в рамках которого Следственный комитет расследует хищение 200 млн руб., выделенных Министерством культуры для реализации проекта «Платформа» в 2011-2014 годах. Получателем средств выступило АНО «Седьмая студия», которое создал и в 2012 году возглавил нынешний худрук «Гоголь-центра»; основу коллектива составили выпускники курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ. «Этот почетный «Мольер» принес мне много эмоций, много радости. Но он также дает мне возможность высказать слова поддержки Кириллу Серебренникову — российскому режиссеру театра и кино. Сейчас за него все очень переживают, — сказала Юппер на вручении награды в Париже. — Не знаю, будет ли господин Путин сегодня ночевать во Франции или он уже вернулся в Москву. Господин Путин, оставьте его (Серебренникова. — «Газета.Ru») в покое! Лучше сходите на его спектакли». Владимир Путин в начале недели находился во Франции с официальным визитом. О том, что этот вопрос может быть на том или ином уровне поднят во время визита, его невольно предупредил худрук Театра Наций Евгений Миронов. Во время торжественного вручения госнаград в области культуры. Миронов, получив орден «За заслуги перед отечеством» , вместо ответной речи подошел к Путину и передал ему письмо в защиту Серебренникова. «Вы же во Францию едете, зачем вам это надо!», — цитирует спецкорр «Коммерсанта» Андрей Колесников разговор Миронова и Путина. Именно в ответ на этот риторический вопрос Путин произнес свое сакраментальное: «Да дураки». В самой Франции в поддержку Серебренникова высказалась не только Юппер. Газета «Либерасьон» приводит обращение французских деятелей культуры, которые высказались даже более жестко. «Мы, собратья по театральной сцене, сподвижники и друзья Кирилла Серебренникова, возглавляющего «Гоголь-центр», проекты «Платформа» и «Седьмая студия», заявляем о поддержке этого деятеля культуры, репутации которого в настоящее время наносится ущерб, — пишут авторы обращения. Этот блестящий смутьян театральной сцены и русского кино болезненно платит свою творческую свободу. Мы знаем Кирилла Серебренникова, его приверженность, честность, порядочность и смелость утверждать политическое искусство в сложных условиях, зачастую с применением насилия, для современной России». Среди подписавшихся — актер Луи Гаррель, директор Драмцентра Нормандия-Руан Давид Бобе, актриса Беатрис Даль, директор Авиньонского фестиваля Оливье Пи, а также программный директор этого смотра Анже Троли: Серебренников со спектаклем «Идиоты» в прошлом году стал первым за долгое время представителем России на этом самом престижном в мире театральном смотре. Более того, в нынешнем году Авиньон — вопреки негласной практике не приглашать один театр два года подряд — снова пригласил «Гоголь-центр», но уже со спектаклем «Мертвые души» в постановке Серебренникова. В день обысков, 23 мая, у «Гоголь-центра» состоялся импровизированный народный сход в поддержку худрука театра. Собравшимся зачитали обращение российских деятелей культуры, которые также выступили в поддержку коллеги и выразили надежду, что следствие будет беспристрастным, а к участникам не будет проявлено «неоправданной жестокости». Под письмом подписались худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков, худрук театра «Ленком» Марк Захаров, актриса Чулпан Хаматова, а также Сергей Гармаш, Алла Демидова, Алексей Агранович, Виктория Толстоганова, Яна Сексте, Анатолий Белый, Ксения Раппопорт, Евгений Стычкин, Александр Петров, Ирина Старшенбаум, Елизавета Боярская, Марина Александрова. Следствие вечером того же дня допросило Серебренникова, а также Софью Апфельбаум, бывшего руководителя департамента поддержки искусства и народного творчества (сейчас она работает директором РАМТ) — у нее также прошли обыски. По версии следствия, именно она подписывала выделение 215 млн руб. АНО «Седьмая студия» на реализацию проекта «Платформа». Апфельбаум и Серебренников получили в возбужденном деле статус свидетелей. В тот же вечер были задержаны экс-директор «Седьмой студии» Юрий Итин (ныне директор Театра им. Волкова в Ярославле) и бывший главбух этого АНО Надежда Масляева (сейчас работает в Театре у Никитских ворот). Следствие ходатайствовало об аресте Итина, однако судья отправила директора под домашний арест. Масляева остается в СИЗО; судя по сообщениям Следственного комитета, экс-главбух пошла на сотрудничество со следствием. В ответ Гильдия театральных менеджеров Союза театральных деятелей опубликовала обращение, в котором выразила обеспокоенностью ситуацией вокруг Итина. «Мы глубоко обеспокоены беспрецедентным информационным давлением, которое оказывается на общественность в сложившейся ситуации вокруг Юрия Итина. Еще до предъявления официального обвинения и на фоне произошедших событий в «Гоголь-центре», делаются публичные выводы о причастности нашего коллеги к хищению бюджетных средств», — говорится в заявлении, размещенном на сайте гильдии. Положительно Итина характеризовал и Евгений Марчелли, худрук Театра им. Волкова — как честнейшего и эффективного менеджера, при котором театр стал процветать. «Мне все это представляется каким-то чудовищным недоразумением. Очень надеюсь, что следствие будет проведено профессионально и грамотно. Виновность человека определит суд. А пока, органы, отпустите человека!» – пишет в своем письме Марчелли. Однако Следственный комитет едва ли его услышал. Адвокат Итина Юрий Лысенко в эфире телеканала «Дождь» сообщил, что 23 мая следователи вызвали на допрос 20-летнюю дочь Итина Марину, после которого, по сообщению адвоката, девушка была в состоянии «шока». «Ее, извините за сленг, «ломали», в переносном смысле слова, упрашивали, заставляли, угрожали арестом, что ее привлекут к уголовной ответственности. Вдумайтесь, лишь для того, чтобы она дала показания на своего родного отца», — рассказал сказал Лысенко. К объективности в рассмотрении дела призвал и министр культуры Владимир Мединский в эксклюзивном интервью «Газете.Ru». Он сообщил, что «огорчен» развитием событий, и напомнил что «никто априори не может быть назван виновным до решения суда». При этом он призвал к объективности и беспристрастности подхода к делу и посоветовал не реагировать слишком остро на «традиционные действия силовиков». Тем временем 29 мая в социальных сетях был запущен хештег #ябылнаплатформе, организаторы которого призвали зрителей вспомнить, на каких спектаклях, перформансах и других мероприятиях «Платформы» им довелось побывать — в виде короткой реплики, фотографии или записи в соцсети. «Сейчас, когда следствие пытается доказать, что проект «Платформа» был всего лишь фикцией и выступал чем-то вроде прачечной для отмывания денег, для нас как никогда важны ваши зрительские свидетельства, — пишут организаторы флешмоба. — Они лучше всех любых домыслов и доказательств, что «Платформа» не просто существовала, а с первого дня стала нестандартной, энергичной, популярной и беспрецедентной площадкой Москвы». Накануне флешмоба куратор музыкальной программы «Платформы» Сергей Невский опубликовал список из нескольких десятков только музыкальных мероприятий, которые были проведены в рамках проекта. «Люди, которые сейчас с увлечением считают деньги «Седьмой студии» и которые считают, что из 216 млн выделенных Минкультом на три года можно украсть 200 (или сколько-нибудь), они вообще хоть раз в жизни что-то продюсировали?, — недоумевает куратор в своем фейсбуке. — Бюджет «Платформы» включал в себя аренду зала и офиса, звукоотражающие стены, специальный пол для танцевального театра, свет, декорации, аренду рояля, электроники, нотного материала, гонорары музыкантов...» Невский приводит цифры и статьи расходов: «10 премьер за первый сезон, 12 концертов, 10 композиторских заказов только за первые полтора года, приглашение ансамблей, хореографов, оплата всех служб, зарплата исполнительным и техническим продюсерам, охрана, пиар, и банальные счета за электричество — да пусть… попробуют хоть полтора проекта в Москве сделать за эту сумму». По его мнению, «Платформе» удалось задать «некий новый стандарт, новый уровень художественного высказывания». «Седьмая студия», «Платформа» была идеальным примером культурного менеджмента в России, идеальной моделью нового театрального и музыкального пространства и новых дискурсов, нового театрального языка и опытом создания новой публики, — пишет Невский, — две «Золотые Маски» (за «Отморозков» и «Историю Солдата») — лучшее тому подтверждение. Я абсолютно счастлив и горд, что принимал в этом участие». В то же время многие комментаторы отмечали, что фигурирующая в деле сумма хищения в 200 млн рублей, которую вменяет обвинение подозреваемым, явно во много раз завышена — с учетом того количества мероприятий, которое провела «Платформа». Об этом, в частности, говорится в заявлении Киносоюза, опубликованного на сайте организации и подписанного ее председателем Андреем Прошкиным, а также режиссерами Виталием Манским, Валерием Тодоровским и другими. «Мы уверены, — пишут представители киносообщества, — что муссируемые 200 млн (полученные «Седьмой студией» за три года) потрачены на профильную деятельность, а не украдены, как нам заранее, до завершение следствия и решения суда, сообщают некоторые средства массовой информации». Тем не менее не все представители киноотрасли посчитали нужным проявить беспокойство по поводу «Седьмой студии». «Его же не посадили, никто не бросил в темницу, строго говоря. История, конечно, неприятная. Я не очень понимаю, из-за чего такая нервическая реакция», — сказал агентству ТАСС глава Мосфильма, кинорежиссер Карен Шахназаров, добавивший, что уголовное дело о хищении 200 млн руб., свидетелем по которому проходит художественной руководитель «Гоголь-центра», не стоит «нервической реакции». 1 июня Кирилл Серебренников представит в театре «Геликон-опера» премьеру оперы «Чаадский» по мотивам поэмы Александра Грибоедова «Горе от ума».

"Органы, отпустите человека!"
© ТАСС