Стадион на «костях»: какие скелеты прячет «Зенит-Арена»?
Работы на стадионах ЧМ-2018 ведутся в соответствии с требованиями ФИФА, заявил вице-премьер Виталий Мутко. Ранее СМИ сообщили, что при строительстве стадиона «Зенит-Арена» были нарушены права человека. По данным норвежских и британских журналистов, речь идет о строителях из Северной Кореи. В каких условиях рабочие из КНДР трудились в Петербурге? Зачем они вообще приезжают в Россию? И кому выгодны сообщения о нарушении прав? Началась эта история еще в марте, когда норвежский футбольный журнал Josimar опубликовал расследование о строительстве стадиона «Санкт-Петербург» (он же «Зенит-Арена», он же «Крестовский»). Издание выяснило, что на стройке работали как минимум 110 рабочих из Северной Кореи. В ужасных условиях, почти бесплатно. 600 рублей в день, но большую часть забирают власти КНДР. Техника безопасности не соблюдается, в одних сутках умещаются два стандартных рабочих дня. Особого резонанса эта публикация не имела. А 25 мая The Financial Times сообщила, что при строительстве стадиона нарушили права человека, и об этом европейские футбольные федерации рассказали главе ФИФА Джанни Инфантино. А он подтвердил, что в Петербурге раньше использовали труд северокорейских рабочих, но уже в марте таких случаев не было. Ситуацией заинтересовали российские профсоюзы, рассказал Business FM
руководитель правового департамента Конфедерации труда России Олег Бабич:
«Информация о нарушении поступила к нам из нескольких источников, в том числе от президента ФИФА. Получив эту информацию, поскольку сами мы проверить ее не можем, мы обратились в Генеральную прокуратуру и в Государственную инспекцию труда с просьбой осуществить проверку».
Странно, что сообщениями о рабочих из КНДР заинтересовали только сейчас. Например, еще в ноябре российские СМИ сообщали, что на стройке «Зенит-Арены» найден труп северокорейского рабочего. Вскоре следователи выяснили, что причиной смерти стал сердечный приступ. Кстати, этот случай тоже упоминали норвежские журналисты. Еще один герой той публикации — корреспондент петербургского интернет-издания «Мой район» Сергей Кагермазов. Он в прошлом году устроился рабочим на стройку стадиона. Судя по его рассказу, условия работы были не самыми лучшими не только для мигрантов.
Сергей Кагермазов: корреспондент петербургского интернет-издания «Мой район»:
«Условия действительно были плохие, тем более надо держать в голове сумму, потраченную на этот стадион, — более 40 млрд. Не было никаких раздевалок, не было никаких душевых, нельзя было выйти за территорию стройки, чтобы купить поесть. Ни в какую столовую нас не водили. Соблюдался восьмичасовой рабочий день, но приветствовалась переработка. А когда я спросил про официальное трудоустройство, мне было сказано: «Ты посмотри, ты подумай, приглядись, как, чего, всегда, конечно, тебе сделаем, оформим, но пока зачем спешить?»
Но самое интересное — как северокорейцы попадают на работу в Россию? Знакомые с ситуацией сравнивают это с загранкомандировками для советских граждан. Чтобы жителя КНДР пустили за границу, ему обычно приходится давать взятку. За выезд в Китай — 200-300 долларов. За Россию — в два раза дороже. При том что на эти деньги обычная семья может жить полгода. Даже с учетом нищенских заработков, глава семейства за несколько лет сможет скопить на северокорейскую мечту. Например, на то, чтобы супруга открыла небольшой бизнес в Пхеньяне.
Андрей Ланьков, профессор Сеульского университета Кунмин:
«Допустим, вы северокорейская тетя (это всегда женщина делает), и вы хотите открыть маленькую лавочку, 75 сантиметров пространства на прилавке в Пхеньяне. Знаете, сколько вы за нее заплатите сейчас? Примерно 3 000 долларов за более или менее бессрочную аренду, еще пару тысяч на товар. Единственный выход — отправиться в Россию, но там ты будешь работать в адских условиях. Но ты помнишь, что у тебя дома жена, возможно, любимая, что у тебя дома дети, и ты, естественно, работаешь 14 часов в сутки, глубоко наплевав на любые правила по технике безопасности. А вокруг тебя бегают правозащитники, которым на твои права абсолютно наплевать, им необходимо уязвить твое правительство, чтобы представить тебя бедным рабом. Чтобы тебе не дали заработать деньги, на которые твоя жена откроет торговую точку».
Публикации о труде рабочих из КНДР прокомментировала официальный представитель МИД Мария Захарова. По ее словам, только Норвежский футбольный союз направил в ФИФА 16 писем о нарушении прав трудящихся в Петербурге. Все это, как заявила Захарова, — нападки, и они бывают перед каждыми крупными международными соревнованиями в России. Другое дело, что журналисты, хотели они того или нет, попали в больную точку, коей является стадион. Скандалы случаются ежедневно. За день до сообщений о северокорейских рабочих писали о новом газоне за 9 млн рублей (изначально уложенный уже пришел в негодность). Одновременно к стадиону на Крестовском острове приплыла огромная мина времен Второй мировой. Эту новость лучше даже не комментировать.