Это мы не проходили

На этой неделе во всех школах страны звучат «последние звонки». Чем запомнился этот учебный год, что ждет учеников следующей осенью, а главное, кто виноват в том, что учение для некоторых школьников превращается в мучение, разбиралась «Газета.Ru». Наибольшую сложность, по наблюдениям учителей начальных классов, вызывают задания, требующие творческого подхода, вдумчивого чтения и принятия самостоятельных решений. Затруднения также нередко возникают при выполнении упражнений на составление или исправление предложений, а также на восстановление деформированного текста. «Туго» идут и вопросы, требующие формулирования развернутого ответа. Задания на исправление ошибок создают не меньше препятствий: это связано с плохо развитой орфографической зоркостью ребенка. «Основная проблема школьников — чтение. Низкая скорость чтения, ошибки в словах, несоблюдение знаков препинания ведет к непониманию смысла прочитанного и, как следствие, непониманию задания и невозможности его выполнить — даже если ученик знает, как это задание выполнять», — пояснила «Газете.Ru» Ольга Винокурова, учитель младших классов одной из московских школ. Родители же, в основном, утверждают, что все трудности из-за не всегда корректных учебных программ. К примеру, москвичка Марина Тютерева, чей внук заканчивает третий класс, считает, что задания по математике формулируются слишком расплывчато: в них содержится много второстепенной информации. Она считает, что дети не всегда могут правильно прочитать и оценить упражнение. «Конкретный пример задачи из учебника третьего класса: «Под древним дубом Костя нашел глиняный кувшин с древними монетами XVII века…». Избыток посторонних сведений отвлекает ребенка. Все правила сразу выскакивают из головы, и он начинает думать только о «древних монетах», — делится наблюдениями москвичка. Больше всего вопросов у опрошенных «Газетой.Ru» родителей школьников вызывает предмет «Окружающий мир». Марина Тютерева утверждает, что все родительские собрания на заднем дворе школы посвящены тому, кто и сколько потратил времени на «домашку по окружайке». «В заданиях по «окружающему миру» от детей зачастую требуется пересказать научно-популярный текст, используя только достоверные факты. Это, как правило, вызывает затруднения у школьников. Естественнонаучный курс — та область, которую я считаю наиболее трудоемкой», — отметила учитель начальных классов школы №1494 Галина Евдокимова. Педагоги отмечают еще один нюанс: сейчас запись в первые классы как минимум московских общеобразовательных школ осуществляется через электронные сервисы. Понятия «тестирование перед первым классом» сейчас фактически нет, следовательно, педагоги не знают, какие дети к ним приходят. «В одном классе собираются учащиеся с разным уровнем подготовки к школе, с разными природными способностями. Одни дети с программой справляются «на ура», зачастую им становится на уроках скучно, другие дети с трудом успевают, им тяжело учиться», — рассказывает Ольга Винокурова. Решают эту проблему через индивидуализацию учебного процесса: каждому ученику, по идее, должны даваться задания, соответствующие его уровню, продолжает Винокурова: «Например, в первом классе знакомство с темой «Безударные гласные в корне слова» происходит в конце учебного года. При проверке усвоения этого учебного материала, учитель может дать более слабым детям простые слова (вода — воды; леса — лес; свеча — свечи и т.д.). Более же сильным ученикам — задание сложнее (солонка — соль; варенье — варит; наколол — колет и т.д.). То же касается и остальных учебных предметов». «Каждый профессионал понимает, зачем дается то или иное упражнение: либо на отработку алгоритма действий, либо на закрепление навыка, либо на расширение понятий. Если задание грамотно подобрано, то затруднений быть не должно», — считает Галина Евдокимова. К слову, домашние задания в первом классе носят рекомендательный характер. Чтобы не отбить у ребенка желание выполнять домашнюю работу, преподавательское сообщество советует давать детям только творческие домашние задания: например, математические раскраски, в которых каждое число надо закрасить определенным цветом. Но это все хорошо в теории, на практике же пока не удается реализовать данный подход на 100%, добавляет Ольга Винокурова. Кроме того, для части детей сложно все, поскольку они могут быть еще не готовы к школе с психологической и педагогической точек зрения. И выделить какие-то подходящие задания для них затруднительно, констатируют педагоги. Впрочем, педагоги считают, что с некоторыми задачами дети и не должны справляться самостоятельно. Преодолевать трудности программы и учебника школьник должен вместе с учителем или родителями. Учитель начальных классов гимназии №116 Санкт-Петербурга Елена Липаткина пояснила, что некоторые задания могут быть рассчитаны на привлечение родителей: «обсуди со старшими». Причем старшими в этом случае могут выступать не столько родители, сколько, например, старшие братья и сестры. Задания в нынешних учебниках начальной школы нередко рассчитаны на логику современного поколения. Молодежи легче помочь с «домашкой», нежели родителям. Не каждый взрослый может осилить программу своего ребенка, считают родители школьников. «Образование в моем детстве было намного эффективней сегодняшнего: я до сих пор могу решать сложные задачи по математике или тому же «окружающему миру». Сомневаюсь, что уровень образования наших детей будет выше, ведь все обучение проходит скачком», — парирует жительница столицы Марина Тютерева. Учитель начальных классов гимназии №116 Елена Липаткина считает, что дети не виноваты в том, что им приходится выполнять слишком сложные задания. «На собраниях для родителей, дети которых поступают в первый класс, подробно рассказывают об учебно-методических комплектах. К сожалению, родители не всегда прислушиваются к рекомендациям, принимая решение о поступлении в ту или иную школу. Это создает трудности для детей», — поделилась преподаватель. Существенно влияет на превращение «учения» в «мучение» и психологическое отношение родителей к самому школьному процессу. Некоторые считают, что ребенку надо дать детство, и строго не следят за образованием, делают поблажки. «Родительское сообщество неправильно воспринимает новые тенденции в учебе. Они жалуются на чрезмерное привлечение технологий к выполнению домашнего задания: сделать презентацию по «окружающему миру», скачать специальное приложение для выполнения упражнений», — говорит Галина Евдокимова. Опечатки в учебниках являются отдельным поводом для разговора между преподавателем и родительским сообществом. Педагоги отмечают, что неточности в учебной литературе действительно есть. Особенно часто они стали встречаться после ухода единого методического комплекта, и появления разных программ обучения. Однако учителя подчеркивают, что опечатки — технически устраняемая проблема. А, кроме того, неточности встречаются, в основном, в дополнительных учебных материалах, но не в основной программе. Впрочем, каким бы подготовленным к школе ни был ребенок, какой бы выверенной ни была его учебная программа, на образовательный процесс сильно и негативно влияют повышенные нагрузки. Так, многие родители считают вторую смену, которая действует в ряде школ, губительной для здоровья детей. Ребенку приходится делать уроки до глубокой ночи при искусственном освещении, жалуются мамы и папы школьников. Да и в первую смену домашние нагрузки такие, что некоторые не могут справиться с домашним заданием без помощи родителей. Ребенок по своей природе неусидчив: продержаться над домашним заданием больше двух часов ему трудно, считают родители учеников. В то же время в министерстве образования РФ отмечают, что объем нагрузок домашних заданий с 2010 года регламентируется санитарными нормами: «Нагрузки по школьным предметам не должны превышать во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах — 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9-11 классах — до 3,5 часа. Для повышения контроля за допустимой нагрузкой на школьников министерство в 2015 году детально прописало данные нормы», — сообщили «Газете.Ru» в ведомстве. Примечательно, что преподавателей даже привлекают к ответственности за увеличение нагрузок на школьников. В мае 2016 года прокуратурой Челябинской области было возбуждено уголовное дело против учителя начальных классов города Златоуста Татьяны Порсевой, которая увеличивала продолжительность занятий, оставляла детей после уроков для углубления пройденного материала, а также лишала детей перемен. Учитель заставляла детей заучивать длинные стихотворения и выполнять письменные работы, не имеющие рекомендательный характер. Следствие выяснило, что Порсева также применяла к детям физическое и психологическое насилие. Руководство школы приняло решение уволить педагога. Однако возбуждение уголовного дела было признано незаконным, и преподаватель реабилитировалась. Обратно на скамью подсудимых Татьяна Порсева вернулась уже в этом году. Поводом стали жалобы со стороны родителей первоклассников. Они обвиняли педагога в жестоком обращении с детьми. Порсева не согласилась с обвинениями и отрицала факты физического насилия в отношении учеников первого класса. Слушание дела продолжается, очередное заседание намечено на 31 мая. В следующем учебном году школьникам придется приготовиться к дополнительным испытаниям. Так, в 10-11 классах вводится «хорошо забытое старое» — предмет «Астрономия», преподавать который будут физики. Кроме того, как сообщили «Газете.Ru» в министерстве образования, ведомство занимается развитием независимой системы всероссийских проверочных работ (ВПР), которые пройдут для учащихся 4, 5 и 11 классов. «Никакой дополнительной нагрузки, а также влияния на итоговые оценки для учащихся данные работы не несут, — подчеркивают в министерстве. — Такие работы вводятся, чтобы доказать, что обучение в средней школе направлено не только на успешную сдачу ЕГЭ, но и на глубокое освоение школьной программы. ВПР проверит то, насколько хорошо школьники усвоили знания по предметам».

Почему учение превращается в мучение
© Shutterstock