Войти в почту

Протеже Суркова: сколько и кому задолжал "Гоголь-центр" и его худрук

То, что сейчас происходит в "Гоголь-центре" и с его лидером Кириллом Серебренниковым можно назвать одним словом — мрак и туман. Никто из ответственных лиц, в чьем подчинении находится театр, не может дать какого-либо внятного комментария. Не потому что не хотят, а потому что для них самих обыски у режиссера Серебренникова — гром среди ясного неба. Ещё до вчерашнего дня в жизни модного режиссера всё было безоблачно. По нашим сведениям, он в воскресенье вернулся из Берлина, а уже в понедельник был в «Геликон-опере», где репетировал первый акт новой оперной постановки «Чаадский» — премьера назначена на 1 июня. До этого он снимал кино, вроде бы в Руанде. И вот как будто поезд, мчащийся на большой скорости, резко остановлен. Журналисты строят версии — что могло произойти, откуда ветер дует. Недостаток информации рождает самые невероятные слухи, за достоверность которых никто не поручится. Теперь говорят, что якобы обыски идут не только на квартире режиссера, но и по 17 каким-то адресам. В "Гоголь-центре" всех попросили выключить мобильные телефоны — поэтому никто не выходит на связь. Социальные сети ещё больше всех запутывают. Ясность может быть только тогда, когда будет понятно в отношении кого Следственный комитет проводит следственные действия. Если трясут "Гоголь-центр", это одна история — московская. Звоним в Департамент культуры — там в шоке: всё узнали только из электронных СМИ, к ним с вопросами по Гоголь-центру вообще никто не обращался. Следует напомнить, что у Департамента культуры к театру Серебренникова два года назад были серьезные финансовые претензии — за ними числилась задолженность по налогам в сумме 32,6 миллиона рублей. Стоял вопрос даже о закрытии центра, но в 2015 году Кирилл Серебренников из своих личных средств, а также из денег, собранных коллегами, полностью рассчитался по долгам. И в настоящий момент у ведомства к "Гоголь-центру" вопросов вроде как нет. Скорее всего, нити ведут к «Седьмой студии», которой с 2012-го года руководил Кирилл Серебренников. И тут вопрос уже к Министерству культуры РФ — именно это ведомство (в тот период его возглавлял Александр Авдеев) три года подряд выделяло довольные серьезные суммы на эту студию, олицетворявшую собой современное искусство. «Седьмая студия» действительно арендовала на Винзаводе так называемый цех Белого, экспериментировала там с разными видами современного искусства, выпускала постановки — успешеные и не очень. Правда, зарегистрирована новая театральная организация была почему-то на адрес Кирилла Серебренникова, и теперь становится понятно, почему именно там был проведен обыск. После того, как «Студия» прекратила работу по причине отсутствия госфинансирования, периодически стали всплывать слухи, что будто театральную организацию проверяют финансовые органы. Как будто были подозрения в обналичивании государственных денег, выделяемых «Студии». И, похоже, что именно это и стало основной причиной внезапных обысков у режиссера Серебренникова. Уже сейчас в социальных сетях Кирилла Серебренникова называют жертвой режима, что дело фальсифицировано будто из-за его политической позиции, которую он не раз публично высказывал. На самом деле ничего радикального — вполне привычная либеральная риторика относительно правящего режима. А вот с ним, кстати сказать, у Серебренникова были свои отношения. Всем известно, что благодаря именно Вячеславу Суркову, работавшему в Администрации президента, режиссер получал поддержку своих проектов и благодаря ему же, встал во главе "Гоголь-центра". *** Ровно два года назад, в апреле 2015-го «Гоголь-центр» уже оказывался в центре финансового скандала, вплоть до того, что глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский официально объявлял о задолженности театра перед разными организациями ни много ни мало в 80 миллионов рублей. И это при том, что «Гоголь-центр» щедро финансировался властями (начиная с Капкова), поскольку относительно новой (вместо театра им. Гоголя) культурной институции был дан полный карт-бланш и выделена немалая субсидия. Что, впрочем, вызывало недоумение иных театральных директоров, намекающих, что лучше бы «утром — шедевры, вечером — деньги», а не так, что сначала деньги и большие деньги, а потом... банкротство. В приватных разговорах директора с содроганием говорили о расстрельном директорском месте в Гоголь-центре, на которое по собственной воле никогда бы не согласились: только в 2015-м из театра «ушли» Алексея Малобродского (главное отчетное лицо), через четыре месяца уходит и следующая директриса Анастасия Голуб, трезво оценившая размеры бедствия... после чего Кирилла Серебренникова назначают и.о. директора. Уже тогда было очевидно, что администрирование в театре явно не на высоте, что амбиции худрука идут в противоречие с возможностями «Гоголь-центра», и нужно было очень постараться, чтобы — при всем кредите доверия властей — довести дело до долговой ямы. Очень жаль, что проколы в финансовой деятельности так и продолжают шлейфом тянуться за Серебренниковым, что ему на пользу, естественно, не идет.

Художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников
Художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников© ТАСС