Хранитель тела Сталина
Первый канал начал показ сериала «Власик. Тень Сталина» — байопик бойца невидимого фронта и главного охранника СССР в 1930–1950-е годы Николая Власика, которому были известны многие тайны вождя. Оперативник ОГПУ Николай Власик (Константин Милованов) спасает товарища Сталина (Леван Мсхиладзе) во время покушения и переходит работать в его охрану. Охрана, правда, налажена не очень — рядом с вождем лишь один человек, усилий которого явно недостаточно, чтобы предотвратить все попытки убийства. Быт тоже не налажен — подстаканников на даче нет, ковры не постелены и вообще не прибрано. С чисто крестьянским подходом к уюту Власик принимается за наведение порядка во вверенном хозяйстве. Враги тоже не дремлют. Где-то в Париже активизировался Российский общевойсковой союз, а агент бывших белогвардейцев уже в Москве и пытается организовать новое покушение на Сталина, которое Власик должен предотвратить. На Первом канале начался показ сериала «Власик. Тень Сталина» — довольно подробного байопика личного охранника самого одиозного и противоречивого главы СССР. По большому счету те люди, которые составляли ближайшее окружение Сталина, хоть и известны едва ли не поименно, но в Большой Истории следа не оставили — хотя и вызывают определенный интерес, который, разумеется, значительно меньше интереса к личности первого Генсека Коммунистической партии. Конечно, многим интересно, кто был личным поваром Сталина (как интересно, к примеру, смотреть передачу «Пусть говорят»), но интерес этот праздный — то есть люди спокойно прожили бы и без этой информации. Примерно к той же категории приближенных Сталина относится и Николай Власик. Он пришел в охрану одного и первых лиц государства в конце 20-х, с начала 30-х стал персональным телохранителем и начальником охраны, более 20 лет был одним из доверенных лиц вождя, которому доверяли воспитание детей и полное обустройство быта. А в начале 50-х вдруг неожиданно потерял доверие, был арестован по «делу врачей», лишен всех наград и званий и приговорен к ссылке. По легенде, при аресте Власик предупредил, что если не будет его, не будет и Сталина, и это предупреждение оказалось пророческим — тот умер через два месяца. Но сериал «Тень Сталина» посвящен не столько персонально Власику — это очередной взгляд на Сталина, причем с очень близкого ракурса. Таких взглядов отечественное телевидение в последние годы произвело немало. В 2013-м вышел, например, сериал «Сын отца народов», главным героем которого стал Василий — младший сын Сталина. Формально к этому же жанру относится и «Жуков», продюсером которого, кстати, как и «Власика», был Алексей Пиманов, режиссером — Алексей Мурадов, а сценаристом — Валерия Байкеева. Но в случае «Жукова» временной период был выбран другой, когда и герои, и страна уже необратимо изменились. Во «Власике» время более смутное, захватывающее и убийство Кирова, и смерть Надежды Аллилуевой, и Большой террор, и Великую Отечественную. Понятно, что тема Сталина много шире того, что можно показать в сколь угодно длинном сериале. Слишком много споров ведется о нем в современном российском обществе, однозначных оценок не сформировано, и собственную позицию создатели подобных исторических байопиков о политических деятелях недавней российской истории стараются давать как можно аккуратней. Чаще всего им на помощь приходит трагедия — благо подобного в биографиях советских вождей и их близких или приближенных было много. Судьба Власика, безусловно, трагична — во всяком случае, в финале, когда он лишился буквально всего, что имел. Падение с вершины власти — еще одно общее, что объединяет «Жукова» и «Власика» помимо стороннего взгляда на Сталина, но сериал об охраннике вождя с этой точки зрения получился, пожалуй, интересней. В «Жукове» его авторы слишком сосредоточились на взаимоотношениях полководца и маршала Победы с женщинами, низведя трагедию до мелодрамы. Во «Власике» показан процесс появления Отца народов — и в первых эпизодах этот навеки, кажется, приклеившийся к нему эпитет совершенно не подходит к показанному на экране Сталину. Конечно, в «Тени Сталина» используются и многие легенды (которые если и случались в действительности, то не совсем так, как показано в сериале) того времени, и абсолютно вымышленные персонажи (пусть и с возможными прототипами), и перенос исторических событий для пущей драматичности. Это не отменяет того, что смотреть сериал интересно — пусть не с точки зрения профессионального историка, а с точки зрения обывателя, которому потребуются некоторые усилия, чтобы узнать, кто такой Иван Юсис и как на самом деле бывший унтер-офицер царской армии вошел в ближний круг Сталина. Ну и кто на самом деле готовил им всем еду.