Перемешало в стиральной машинке: пассажиры о страшном рейсе Москва - Бангкок
Кровь, орущие и стонущие люди с переломанными руками и ногами - это зрелище еще долго будут вспоминать все пассажиры и экипаж злосчастного рейса SU270 «Москва-Бангкок». 1 мая 2017 года буквально за 40 минут до приземления на тайской земле российский «Боинг-777» попал в зону необычной турбулентности. «Ничего не предвещало опасности, но вдруг самолет швырнуло раза три. Всех и всё на бортуперемешало как в стиральной машинке», - вот как описала случившееся участница событий Лилия Коверникова, с которой мы связались. Эксперты называют такие случаи «турбулентностью ясного неба». Предсказать ее ни пилот, ни диспетчеры просто не могли. Природа словно бы продемонстрировала человечеству - она сильнее любой созданной им техники. Подробности авиаинцидента — в материале «МК». Самый обычный рейс «Аэрофлота» по маршруту Москва – Бангкок. На борту больше 300 пассажиров, большинство из которых летели на отдых. Впрочем, были среди них и российские спортсмены, которые отправлялись на сборы по тайскому боксу, и граждане Таиланда, возвращавшиеся домой после визита в Россию (как делового, так и просто туристического). До окончания полета оставалось меньше часа, пассажирам объявили о готовящемся снижении. - Небо было чистейшим, ни единого облачка, - говорит одна из пассажирок Катерина. - Я еще в шутку заметила соседу, что, может, сотовая связь тут будет ловить и можно послать друзьям (они ждали в бангкокском аэропорту «Суваннапум») сообщение. А потом — удар! Еще один! И людей будто выбило из их кресел. Многих вышвырнуло прямо в проход. Уже после ЧП российские власти сообщили, мол, пострадали те пассажиры, которые не были в этот момент пристегнуты. - Да практически никто не был пристегнут! - вспоминает пассажирка Лилия Коверникова (она не пострадала, только ушибла шею). - Не было никакого предупреждения, чтобы мы пристегнулись. Большинство пассажиров в этот момент заполняли «миграционки», сидели тихо и спокойно, готовились к приземлению. Пассажиры вспоминают, что самолет швырнуло три раза. Кто-то из них успел зацепиться руками за спинку кресла, кто-то упал на соседа, кто-то очнулся в проходе. Выбросило кислородные маски, которые люди пытались схватить и надеть на себя. А дальше был ад: кругом кровь и крики. Люди в первое мгновение даже не пытались помогать другу другу, потому что думали — это конец, самолет сейчас разобьется. Все прощались с жизнью. Но самого страшного, к счастью, не случилось - и лайнер приземлился. Одна пассажирка крикнула, что она медсестра, стала оказывать первую помощь (в руках у нее была собственная медицинская аптечка). Ну а на взлетно-посадочной полосе пострадавших уже ждали машины «скорой». - Все пострадавшие — а это 27 человек, среди которых 24 россияне, а трое - граждане Тайланда - доставлены в местную больницу, - рассказал дежурный посольства России в Королевстве Тайланд. - У большинства из них диагностировали переломы конечностей (в основном рук), ушибы, вывихи, сотрясение мозга. Девяти россиянам на месте была оказана помощь и они покинули лечебное учреждение. К вечеру понедельника в больнице оставалось 15 россиян, самой старшей пострадавшей 69 лет, самой маленькой — всего один годик. Четверым пассажирам самолета нужна довольно серьезная операция, она будет обязательно сделана и людям не придется за это платить. С пациентами находятся все это время сотрудники Посольства. Есть и переводчики, так что пострадавшие могут спрашивать о своем состоянии и о методах терапии тайских врачей (а медицина в Тайланде, как известно, - одна из лучших в мире). «Медицина тут на высшем уровне, - подтверждает в своем инстаграмме московский стилист-парикмахер Маргарита Довгая (она и ее годовалая дочь — в числе пострадавших). - Мы сидели в самом хвосте самолета. Вся хвостовая часть была в крови. По счастливой случайности мы отделались ушибами, но люди рядом были с открытыми переломами. Сейчас мы в госпитале, все хорошо... Но не забыть весь тот ужас, что видели своими глазами. Это ощущение, когда летишь от пола до потолка и не контролируешь ситуацию... А рядом летают люди. Вещи. Сиденья». Нам удалось связаться с Маргаритой: - Я летела в отпуск вместе с дочкой Викторией. Сначала мы все думали, что она сильно пострадала. Но вот сейчас сделали рентген, оказалось, все в порядке. Отпуск мы не будем прерывать, завтра нас выпишут из госпиталя, потому что мы прошли все необходимые обследования. В Россию вернемся, как и планировали, на том же рейсе. И все-таки, как такое вообще могло произойти? Турбулентность, которая считается в целом безобидной (пусть и неприятной) составляющей любого полета, привела к столь страшным последствиям! Можно ли было предотвратить их? Это была так называемая турбулентность ясного неба, - говорит экс- начальник службы безопасности полетов ВВС РФ, член комиссии по расследованию авиапроисшествий генерал-майор авиации Борис Туманов. - Это когда пересекаются потоки воздуха, из-за чего образуется воздушная яма. Объясню на конкретном примере: у нас есть постоянный поток со скоростью 400 км в час, который движется из центральной России вдоль Дальнего Востока (и это учитывают даже в расписании рейсов). Так вот, если его струя пересечется с другой (а самолет летит в первом потоке), то скорость борта упадет. Явление это неожиданное, его можно зафиксировать метеозондами, но вероятность того, что они будут измерять направление потока в тот самый конкретный момент перед столкновением, ничтожна. Но это и не нужно: ничего серьезного обычно не происходит. Ну почувствует себя пару пассажиров плохо от «встряски» и все. Если бы это было столкновение с грозовым облаком — тогда другое дело (я сам однажды на самолете коснулся края облака - и истребитель бросило с 6600 до 800 метров). Почему в этом случае произошла столь мощная турбулентность — это вопрос к природе. Случившееся - редкое, почти что уникальное явление. Природа показала нам свою силу, не иначе. Что касается экипажа (по некоторым данным, трое его членов также пострадали), то вопросов к нему, скорее всего, не возникнет. «Пилотировал рейс опытный экипаж. У командира воздушного судна налет свыше 23 000 часов, у второго пилота - свыше 10 500 часов», - сообщил на своем сайте авиаперевозчик. Тем не менее Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета России заявило о начале проверки. СКР сообщило, что будут опрошены все пассажиры и члены экипажа, в деталях восстановлены обстоятельства случившегося.