«Придётся запачкать руки»: Тони Блэр заявил о своём возвращении в политику

Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил, что намерен вернуться в политику, так как он не способен оставаться безучастным к происходящему в стране. К такому решению, по словам экс-чиновника, его подтолкнул брексит. Блэр отметил, что намерен поддержать тех, кто высказывается против выхода страны из Евросоюза, несмотря на то, что процесс уже запущен. Он уверен, что общественное мнение переменчиво и, вероятно, в скором времени британцы передумают покидать ЕС. При этом политик заметил, что не собирается претендовать на место в парламенте или присоединяться к Лейбористской партии. О своём возвращении Блэр объявил в канун 20-й годовщины начала своего премьерства — 2 мая 1997 года он возглавил правительство Великобритании.

«Придётся запачкать руки»: Тони Блэр заявил о своём возвращении в политику
© Reuters

Брексит зовёт

Экс-глава Лейбористской партии и 73-й премьер-министр Великобритании Тони Блэр объявил о своём намерении вернуться в политику. Об этом он сообщил в интервью таблоиду Mirror, отметив, что хочет принять активное участие в определении будущего страны, которое может быть омрачено последствиями брексита. «Брексит стал для меня прямой мотивацией принимать более активное участие в политике. Ведь никто не знает, к чему он в действительности приведёт», — сказал Блэр. По его словам, обществу свойственно менять свои взгляды, поэтому он намерен повлиять на него формированием новых дебатов по поводу выхода страны из Евросоюза. «Мы живем в мире, который определяется изменениями. Есть напряжения между культурами, люди волнуются по поводу иммиграции, о том, как изменились их общество. Экономика переживает давление, люди обеспокоены качеством их работы и будет ли она у них вообще», — отметил экс-премьер. Он заявил, что собирается принять активное участие в попытках сформировать дебаты и включится в политическую жизнь страны. «Придётся запачкать руки, и я это сделаю», — отметил Блэр. Помимо этого, по словам политика, он не намерен оставаться в стороне во время исторического события, так как беспокоится о Британии. «Я не хочу оказаться в ситуации, когда мы переживаем этот исторический момент, а я ничего не сказал, потому что это будет значит, что я не беспокоюсь об этой стране. Я беспокоюсь», — аргументировал свою позицию Блэр.

Один в поле воин

При этом политик подчеркнул, что не станет претендовать на место в парламенте или присоединяться к Лейбористской партии. «Я не собираюсь в парламент. Не уверен, что смогу организовать какое-либо политическое движение, однако у меня есть определённые идеи, которые люди могут поддержать», — сказал он. Вместе с тем Блэр заявил, что своей позицией он не бросает вызов воле народа, отмечая, что последняя вполне может измениться, когда британцам станут очевидны негативные последствия брексита. А таковые, уверен политик, будут, в частности, в сфере торговли.

Могут быть не рады

Блэр также отметил, что готов встретиться с негативной реакцией людей, объявив о своём возвращении в политику. «Конечно, на исходе 10 лет моего премьерства были вещи, которые люди не одобряли — Ирак, конечно, и курс внешней политики после теракта 11 сентября», — признал он. Однако политик уверен, что остальные его заслуги перевешивают все совершённые ранее ошибки. «Не сбрасывайте со счетов значительные госинвестиции в здравоохранение и школы. Мы снизили бедность среди пенсионеров и ввели минимальный уровень зарплат. Сделано немало», — подчеркнул британский политик. Помимо этого Блэр отметил, что может столкнуться с противодействием со стороны политиков правого толка, так как считает, что те осознают, что он может разбить их позиции.

Кризис доверия

Трижды занимавшего пост премьер-министра Великобритании Тони Блэра и правда может ожидать довольно холодный приём со стороны граждан. Его 10-летнее отсутствие в политике после серии скандалов и провальной ближневосточной политики британцы могут счесть недостаточным. Ведь именно по его распоряжению страна приняла участие в военной кампании НАТО в Ираке, отправив туда 45 тыс. военнослужащих. При этом в СМИ фигурировала информация о том, что разведданные о разработке Ираком химического и биологического оружия, на основании которых Блэр принимал решение, были подтасованы. Несмотря на то, что независимая комиссия, взявшаяся расследовать эти утверждения, не нашла оснований для обвинений политика, критика в его адрес не уменьшилась. Ещё одну волну недовольства его политикой на Ближнем Востоке вызвало участие Великобритании в процессе послевоенного урегулирования в Ираке, во ходе которого повстанцами был сбит вертолёт с британскими военными. Очередное расследование действий правительство Блэра было инициировано в 2009 году, которое возглавил бывший постоянный заместитель министра внутренних дел страны сэр Джон Чилкот. Комиссия под его руководством изучала обстоятельства вовлечения Британии в иракскую кампанию на протяжении семи лет. По его итогам было признано, что Блэр не имел достаточных юридических оснований для оправки войск в Ирак, а сама операция была подготовлена командованием второпях и непрофессионально. Так, британские военные почти ничего не знали о конфессионально-национальном разделении Ирака, для них стало сюрпризом ожесточённое сопротивление оккупации. Помимо этого они были плохо экипированы. В частности, у них не было даже спутниковой связи, чтобы вызывать подкрепление во время внезапных атак боевиков. Военная операция в Ираке обошлась Великобритании в £9,24 млрд. При этом погибли 179 британских военнослужащих, а ВВС потеряли 8 вертолётов и 3 самолёта.