В Эстонию прибыли американские F-35: почему «суперсамолет» - большая ошибка

Во вторник в Эстонию на авиабазу Эмари для участия в совместных тренировочных полетах с другими самолетами США и НАТО, прибывают новейшие многофункциональные американские истребители-бомбардировщики F-35 Lightning II. Неделей раньше, также для совместных учений НАТО, F-35 прилетели в Великобританию. При этом в Пентагоне не скрывают, о чем заявлял американский генерал Герберт Карлайл, что подобные маневры — это «сигнал потенциальным оппонентам, например России». Так что же представляют из себя новейшие американские F-35, которых Москва, видимо, должна сильно испугаться? Официальная западная пресса вовсю пиарит эти самолеты уже не первый год, наделяя их качествами чуть ли не инопланетных космических аппаратов. Однако военные эксперты, причем как европейские, так и американские, говорят об этой машине куда тише, наделяя ее намного более скромными характеристиками. Самолет F-35 по классификации относится к семейству многофункциональных боевых самолетов 5-го поколения, созданных по технологии «stealth» (малозаметность) в рамках самой амбициозной программы в истории авиации США – Joint Strike Fighter (единый ударный самолет). Главным разработчиком F-35 стала одна из ведущих американских аэрокосмических фирм Lockheed Martin. Первый опытный образец F-35 взлетел в октябре 2000 года, эксплуатировать его начали в 2012 году, но полноценное серийное производство самолета развернуто так и не было. К середине 2016 года было выпущено всего 194 единицы F-35, так как самолет оказался слишком дорогим даже для огромного военного бюджета США. Его разработка обошлась в $55 млрд., а цена каждого истребителя (в зависимости от модификации) - в $83 - $118 млн. В среднем один час полета F-35 стоит порядка $30,7 тыс. В результате на поток производство F-35 поставить никак не удается. Сейчас в Пентагоне заявляют, что его массовое производство планируется развернуть в 2019 году. F-35 якобы заменит целый ряд устаревших машин: штурмовик A-10, F-16, F/A-18 и AV-8B, а британские ВВС закупят F-35, чтобы использовать его вместо своего знаменитого самолета вертикального взлета и посадки Sea Harrier. Американцы утверждают, что F-35, кроме англичан, очень хотели бы иметь и другие их союзники: Япония, Нидерланды, Австралия, Италия, Израиль... Однако далеко не все специалисты доверяют таким утверждениям. Как отмечают западные эксперты, уже давно не для кого не секрет, что этот самолет «погряз в проблемах». И главная из них та, что Пентагон до сих пор «не может точно определить истинные способности самолета и целесообразность его применения». Дело в том, что американские военные заказали этот самолет сразу под несколько задач. Он должен был стать унифицированным самолетом для трех видов вооруженных сил США – ВВС, ВМС и морской пехоты. Российский ученый доктор технических наук, специалист в области процессов управления авиационной техникой,

Почему американский «суперсамолет» F-35 - большая ошибка
© ru.wikipedia.org

академик РАН, научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС» Евгений Федосов

считает, что здесь американцы «совершили стратегическую ошибку». Он рассказал следующее: - Чтобы работать с палубы, самолет должен иметь укороченный взлет, вертикальную посадку. При этом он должен быть скомпонован как базовая конструкция. Кстати, когда США строили 4-е поколение, они тоже эту задачу ставили, но тогда не получилось. И поэтому появилась линия F-18, линия F-15, и еще линия F-16. То есть три разных самолета. F-16 строили для НАТО, для массовой продажи своим союзникам. F-15 - в основном для себя. F/А-18 – это палубный самолет. И вдруг на 5-м поколении они опять решили создать универсальную машину. По мнению Федосова, «они попытались совместить несовместимое. В итоге потеряли объем отсеков вооружения и горючего, а за счет этого — дальность и боевую нагрузку. Самолет вышел однодвигательным, в отличие от наших — двухдвигательных. Для палубного взлета-посадки нужна повышенная энерговооруженность, дополнительные боковые сопла для стабилизации. Двигатель занял почти весь объем самолета — получилась каракатица. Хуже, чем самолет 4-го поколения. 11 лет, если не больше, работали над ним, и до сих пор — масса ограничений. И это при том, что общие затраты по проекту превысили триллион долларов». Кроме того, по словам академика Федосова, стелс-технологии, которые использованы в F-35 – «это не то чтобы надуманное, но переоцененное качество. Потому что когда два самолета в дуэльной ситуации летят друг другу навстречу, тогда действительно эта самая незаметность играет роль. Тот, кто позже обнаруживается, получает тактическое превосходство. Он может занять более выгодное положение, может подготовить атаку и т.д. Но таких случаев очень мало в реальных боевых действиях. Потому что современные воздушные бои, как правило, все групповые. В одиночку уже никто не летает. Может, в пределах группового боя и могут появляться эти дуэльные ситуации на ближней дистанции. Но там у нас уже начинает работать маневренность. А у них ее нет». Ученый считает, что американцы, сделав основную ставку на незаметность F-35, проиграли. «Мы же делали ставку на сверхманевренность, - говорит он, - и выиграли». Академик поясняет: - Эффект незаметности вы получаете в очень узком диапазоне. Чуть выше ваш самолет и его радар видит уже «блин» противника с большой отражающей поверхностью, чуть ниже - опять тот же самый «блин». Только с носа, в узком конусе +/-30 градусов можно снизить незаметность, как они говорят, вплоть до отражающей поверхности «теннисного мяча». Думаю, «теннисный мяч», может, и не получается, но эффективную площадь рассеяния меньше квадратного метра действительно можно получить. Когда мы сейчас строим свой самолет 5-го поколения Т-50, мы, конечно, тоже стремимся решить эту задачу незаметности, но сохраняя сверхманевренность. Мы считаем, что по летным свойствам мы превосходим и F-22 и F-35. Это сегодня понимают и представители ВВС США. Однако деньги потраченные на создание F-35 надо как-то оправдывать. Для этого самолета, был даже создан консорциум, в который входили основные страны НАТО и Израиль. Но позже некоторые стали отказываться от закупок — товар оказался не так уж хорош, как обещали, и к тому же не по карману. Пошли даже разговоры, что возможно, эта программа будет остановлена. Однако на F-35 американцы крест пока еще не ставят, а потому всякий раз, когда отправляют его куда-нибудь для таких вот совместных учений, как теперь в Эстонии, используют это для рекламы F-35, усиленно предлагая его союзникам по НАТО. Что ж, возможно кто-то и соблазнится на такую покупку в угоду хозяину. Однако ряд экспертов утверждает, что в самих США у F-35 отнюдь не радужные перспективы. Серьезная критика со стороны американских военных, которые утверждают, что этот «супер-самолет» не отвечает философии современного воздушного боя, вполне может заставить ВВС США рассмотреть вариант возврата производства старых, пусть не таких дорогих, зато надежных истребителей F-15 и F-16. ...И этот «сигнал потенциальным оппонентам в России» давно услышан.