Войти в почту

Что нужно знать о референдуме в Турции

Как пришли к референдуму

Что нужно знать о референдуме в Турции
© Reuters

В соответствии с конституцией 1982 года Турция является президентско-парламентской республикой. Предложения о переходе к президентской форме выдвигались правящей Партией справедливости и развития (ПСР) во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом с 2011 года, но процесс активизировался после попытки госпереворота в июле 2016 года. В декабре ПСР внесла в парламент проект документа, разработанный совместно с Народно-республиканской партией и Партией националистического движения. Пакет из 18 конституционных поправок был одобрен парламентом 21 января. За изменение конституции высказались 339 депутатов (из 550). Этого оказалось достаточно для того, чтобы вынести поправки на всенародное голосование (если бы проект конституционных изменений был поддержан голосами 367 депутатов, то поправки могли бы быть приняты парламентом без учета мнения населения).

Итоги голосования

По предварительным данным, по итогам подсчета 100% бюллетеней за внесение изменений в конституцию высказались 51,41% (25 156 860) проголосовавших, против изменений — 48,59% (23 777 014). Явка на референдуме составила 86%. Сторонники перехода на президентскую систему победили в 48 из 81 турецкой провинции. Против выступили избиратели из населенных преимущественно курдами юго-восточных провинций (Диярбакыр, Ван, Агры, Мардин и других), а также европейской части Турции и провинций на средиземноморском и эгейском побережьях (Анталья, Мерсин, Мугла, Измир). В Стамбуле и Анкаре с небольшим перевесом победили противники перехода на президентскую систему. Помимо Турции голосование проходило еще в 57 странах. За границей 59,1% турок поддержали поправки в конституцию. Против проголосовали в США, Канаде, Великобритании, Италии, Японии, Китае, Иране, Алжире, Польше и других странах. В России изменения не поддержали около 74% проголосовавших турок (2,4 тыс.).

Что изменится в Турции

В случае победы в конституцию страны будут внесены следующие изменения: • Президент Эрдоган сможет избраться еще на два срока по пять лет (текущий срок не будет учитываться). • Президент сможет сам назначать одного или нескольких вице-президентов (эта должность будет введена), министров и других высокопоставленных чиновников. • Будет сам возглавлять правительство (должность премьер-министра упраздняется). • Расширяются президентские полномочия (он сможет назначать референдум, объявлять чрезвычайное положение). • Запрет на членство в политической партии для президента будет отменен. Кандидат на пост президента должен будет заручиться поддержкой партии, получившей не менее 5% на выборах, или собрать 100 тыс. подписей. • Число депутатов будет увеличено с 550 до 600, созыв — с четырех до пяти лет. • Возраст кандидатов в депутаты снижается с 25 до 18 лет, действующие военные не могут выдвигать кандидатуры. • Парламент теряет прямой контроль над деятельностью правительства, поправки отменяют обязательные отчеты министров перед депутатами. • Скорректирован механизм импичмента: за создание специальной комиссии по расследованию действий главы государства должны высказаться 50% депутатов парламента. • Выборы президента и парламента будут проходить одновременно. Следующее голосование — 3 ноября 2019 года. • Ликвидируются военные суды, ранее независимый Высший совет судей и прокуроров будет подчиняться Минюсту. Оппозиция высказывает опасения, что победа сторонников господина Эрдогана даст ему возможность занимать пост президента страны до 2029 года, приведет к бесконтрольному укреплению его власти, а также поляризации общества, дальнейшему ухудшению и без того осложнившихся отношений Турции и ЕС, бегству из страны инвесторов.

Как отреагировали на итоги референдума в стране и в мире

16 апреля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поздравил своих сторонников с победой, заявив: «Эти результаты станут началом новой эры в нашей стране». Между тем вице-премьер Турции Вейси Кайнак отметил: «Число голосов за пока ниже ожидаемого нами уровня». Оппозиция заявила о нарушениях в ходе голосования. По оценкам прокурдской Партии демократии народов, при подсчете фальсифицировали 3–4% голосов, а «репрессивные меры властей бросили тень на легитимность всего референдума». Руководство Республиканской народной партии заявило, что «итоги этого голосования не могут быть вариантом общественного консенсуса». Президента Турции поздравили лидеры Азербайджана, Палестины, Катара, Пакистана, Венгрии, Македонии, Судана, Саудовской Аравии и Кении. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в своем поздравлении Реджепу Тайипу Эрдогану отметил, что «турецкий народ поддержал усилия действующей власти, направленные на достижение экономического роста, политической стабильности и мира в государстве». В Twitter поздравления опубликовали некоторые группировки, воюющие в Сирии. Ряд руководителей европейских стран высказал свои опасения. Президент Франции Франсуа Олланд отметил, что «опубликованные результаты показывают, как расколото турецкое общество по вопросу глубоких реформ». Канцлер ФРГ Ангела Меркель и глава МИД Зигмар Габриэль в совместном заявлении призвали турецкие власти «вести уважительный диалог со всеми политическими силами и общественными организациями в стране». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что референдум — «суверенное дело Турецкой Республики». «Мы считаем, что все должны с уважением относиться к волеизъявлению турецкого народа»,— добавил он. НАТО также отказалось комментировать итоги голосования.

Каковы последствия голосования для Турции

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока: «Насчет последствий — понятия не имею. Как можно говорить о том, что еще не произошло. То, что мы видим: Турция расколота, Эрдоган — диктатор. Европа ему больше не интересна, охлаждение с Европой его совершенно не волнует, он победил — и это окончательно. Это нормальный переход из состояния бывшей Турции Кемаля Ататюрка к Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Нет больше Турции Кемаля Ататюрка, тю-тю. Есть Турция Эрдогана, он там оттоманский султан. Это жесткий авторитаризм. В Турции и так раскол: курды, с которыми турецкая армия воюет на своей территории, это гражданская война. Результаты референдума тоже раскол — половина на половину». Михаил Мейер, заведующий кафедрой Истории стран Ближнего и Среднего Востока, президент ИСАА МГУ: «Большее значение это будет иметь для внутренней жизни, а не для внешней. Ни мы, ни западные союзники Турции в новых реалиях от нормальных отношений с ней не откажутся, и все будут пытаться регулировать их в лучшую сторону. Но это будет делать сложнее, поскольку можно предвидеть многие непредсказуемые вещи. Парламент и правительство были все же центрами, сдерживающими полет фантазии Эрдогана и реализацию его замыслов. Теперь они потеряли свою эффективность, и это создает некоторые сложности в общении с Турцией как для нас, так и для Запада абсолютно в одинаковой степени». Алексей Образцов, ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: «Формально итоги референдума в Турции еще не подведены, активно оспариваются оппозицией, так что главные последствия для страны будут связаны с установлением легитимности результатов и тем, как власть справится с успокоением общества. И если с легитимизацией, зная возможности президента, скорее всего, проблем не будет, то с обществом ему придется повозиться. Заметно, что, большие города проголосовали на референдуме против, против также были основные регионы, где проживает курдское население. Так что к 2019 году, когда все изменения должны вступить в силу и пройдут выборы президента, еще многое может произойти».