Войти в почту

Автобренды загоняют в Крым

Правительство хочет убедить ведущие автобренды работать в Крыму. Сейчас жители республики не могут купить и обслуживать модели большинства иностранных марок – из-за возможных санкций те просто игнорируют полуостров. Чиновники Минпромторга проведут с автокомпаниями профилактическую беседу, в том числе с Toyota, Renault, Nissan, BMW и Mercedes, чтобы понять причину нежелания работать в Крыму. Прекратить ситуацию с игнорированием Крыма рядом ведущих автопроизводителей намерены в Минпромторге после жалоб дистрибьюторов. Так, участники Российской ассоциации дилеров (РОАД) пожаловались, что автокомпании из-за страха возможных санкций не желают открывать свои дилерские салоны в республике. Как рассказал на форуме РОАД руководитель крупнейшей дилерской сети в Крыму и Симферополе ГК «Автодель» Михаил Смолянов, в силу политических обстоятельств ряд автокомпаний в Крыму просто не работают. «У нас есть, к примеру, Kia, Hyundai, «АвтоВАЗ», ГАЗ, Peugeot, Citroen, ряд китайских брендов и Volkswagen Group полным составом за исключением разве что Porsche, который присутствует тут завуалированно. Не хватает всех остальных». В ответ замглавы Минпромторга Александр Морозов заявил, что готов помочь с этим вопросом. Чиновник попросил назвать конкретные марки, которых не «видит Крым». По словам дилеров, к таким относится Renault – раньше местным жителям хотя бы сервисные работы можно было проводить через Краснодарский край, однако сейчас эту возможность прикрыли. В итоге Морозов заявил, что организует специальную встречу для автокомпаний уже на следующей неделе. Пригласить на нее планируется все автобренды, которые ведут или собираются запустить производство в России, но по каким-то причинам не открыли дилерские центры в Крыму. При этом автодилеры утверждают, что спрос на новые автомобили в Крыму после присоединения к России заметно вырос. «У меня есть знакомые бюджетники, которые получали зарплату 7 тыс. рублей. А теперь – 100 тыс. рублей, — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» один из представителей дилерского сообщества. — Конечно, они начинают присматриваться к новым автомобилям, а возможности купить и обслуживать их здесь просто нет. Куда хуже ситуация c дилерами Land Rover. Им вообще обрубили все каналы работы. Они даже не могут проводить диагностику. Вот представьте, приезжает человек на Range Rover за 7 млн рублей на сервисное обслуживание, а ему говорят – вам в Краснодар или Новороссийск. Поэтому вполне возможно, что компании, у которых продажи в России невелики и нет собственного производства вовсе решат уйти из России, чтобы только не рисковать и не попасть под санкции из-за Крыма – тот же Land Rover. Но Renault, Nissan, это вообще массовые бренды. Ведь VW Group работает, почему же не могут и остальные?».

Автобренды загоняют в Крым
© Станислав Красильников/ТАСС

Нет доступа к госпрограммам

Кроме того, выяснилось, что местным жителям до сих пор недоступны все госпрограммы поддержки автопрома – банков с лицензией от Центробанка, которые могут выдать льготный автокредит или оформить лизинг на полуострове до сих пор нет. Даже «Сбербанк» до сих пор не имеет своих отделений в регионе. В итоге все заявленные льготные программы обошли крымчан стороной в прошлом году и в этом году ситуация аналогична. «По формальным причинам мелким банкам отказывают в возможности оказывать такие услуги, а крупных нет, — говорят дилеры. — Получается, ты хочешь купить машину, но у тебя нет ни дилера, ни доступу к госпрограмме, как будто ты не часть Российской Федерации. В Крыму есть два основных банка – Генбанк и РНКБ, но ЦБ они не устраивают. Мы считаем, что правительство должно проявить инициативу, чтобы позволить им принять участие в программах господдержки автопрома. Ведь все бюджетники, в том числе военные, получают именно в этих баках. В Крыму бюджетники – это платежеспособная клиентура, которая получает хорошую зарплату». В Минпромторге также пообещали обсудить этот вопрос во время встречи.

Санкции реальные и номинальные

Партнер практики Промышленность» консалтинговой группы НЭО Центр Александр Ракша объясняет нежелание автокомпаний работать в Крыму тем, что акционеры большинства из них – иностранные компании, штаб-квартиры, которых находятся преимущественно в странах, поддерживающих санкции в отношении России и Крыма. «Если они будут вести экономическую деятельность на территории полуострова, то рискуют нарушить режим санкций и получить штрафы на суммы куда большие, чем они смогут заработать в Крыму, — говорит Ракша «Газете.Ru». — Даже если штаб-квартира той или иной компании расположена в стране, не вводившей санкции в отношении России и Крыма (например, Китай), но работает на рынках стран Европы или США, то они все равно рискуют попасть под санкции и потерять часть глобального бизнеса. Даже многие российские публичные компании не работают в Крыму по той же причине: они рискуют попасть под санкции Запада и потерять доступ к экспортным рынкам, рынкам капитала». В свою очередь юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ващилко обращает внимание на то, что в России все без исключения производители, в том числе и те, чьи головные компании имеют европейскую и американскую «прописку», работают через зарегистрированные в России же дочерние предприятия. А это означает, что запрет на осуществление деятельности в Крыму не распространяется. «Но это в теории. На практике крупный бизнес, и это касается не только автопроизводителей, но и банки, осторожничает из-за возможности применения к ним ограничительных мер», — сказала Ващилко «Газете.Ru». Между тем исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов Обязанностей открывать свои официальные представительства в каком бы то ни было регионе у компаний нет – они это делают самостоятельно и по своему усмотрению.