Войти в почту

Сирия угрожает рублю

По данным информагентств, Саудовская Аравия поддержит продление на второе полугодие соглашения по сокращению добычи нефти. Новая сделка поддержит цены на нефть, а вместе с ними и курс российского рубля. Между тем правительство ждет падения и нефти, и рубля. Прогноз главы Минэкономразвития Максима Орешкина — 68 рублей за доллар на конец года. Чтобы он сбылся, должны либо рухнуть нефтяные котировки, либо обостриться конфликт России с Западом из-за Сирии.

Сирия угрожает рублю
© Shutterstock

Картель готов к ограничениям

Информационное агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщает, что Саудовская Аравия на заседании ОПЕК 25 мая в Вене поддержит пролонгацию сделки по ограничению добычи до конца текущего года. Речь идет о выводе с рынка 1,2 млн баррелей в сутки. О том же пишет американская газета Wall Street Journal. Россия, вероятнее всего, также вновь присоединится к этой сделке. В апреле Москва должна выполнить ранее взятые на себя обязательства по сокращению добычи на 300 тыс. баррелей в сутки. Страны ОПЕК по итогам марта снизили добычу на 1 млн баррелей, из которых более половины пришлось на Саудовскую Аравию. Министр энергетики России Александр Новак планирует обсудить с нефтяными компаниями новое соглашение по добыче в конце апреля. По его словам, российские нефтяники удовлетворены эффектом от предыдущей сделки и недовольства по этому поводу не выражают, как об этом сообщают некоторые СМИ. «Нет, таких оценок мы не слышали. Наоборот, компании говорят о большом эффекте, который имеют в целом и бюджет, и компании, что связано со стабилизацией на нефтяных рынках», — приводит его слова ТАСС. Рынки реагируют на эти новости позитивно: баррель нефти Brent в последние дни торгуется в районе $56. Котировки поддерживает и сокращение запасов в США. Если сделка по ограничению добычи состоится, то вряд ли стоит ожидать, что цены сильно пойдут вниз. Вероятнее всего, они останутся на уровне, близком к текущим показателям. Министр экономического развития Максим Орешкин и министр финансов Антон Силуанов неоднократно отмечали, что сейчас рубль торгуется выше обоснованных значений. Орешкин на днях заявил, что ждет ослабления курса с текущих 57 рублей до 63–64 рублей за доллар. К концу года, на фоне падения нефти к $40 за баррель, по прогнозу министра, доллар подорожает до 68 рублей. Но если нефть не подешевеет, то рубль на указанные параметры не выйдет. За счет прочих, ненефтяных факторов может набежать лишь 5–10% к концу года. «Наш прогноз на конец года — 62 рубля за доллар США», — говорит Андрей Шенк, аналитик УК «Альфа-Капитал».

Сезонные факторы

Аналитики Sberbank CIB прогнозируют ослабление рубля во втором полугодии 2017 года. По их мнению, этому в том числе будут способствовать интервенции Минфина на валютном рынке, а также ухудшение сальдо платежного баланса. Банк России и аналитики прогнозируют, что к середине года ухудшится положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса. То есть приток валюты в страну снизится. Если посмотреть на статистику ЦБ, то, действительно, в июне – августе сальдо проседает. Но при этом курс рубля исторически не сильно реагирует на колебания счета текущих операций (зато чутко откликается на изменение нефтяных котировок). В этом году влияние этого фактора может быть чуть выше, поскольку статистика первого квартала оказалась слишком высокой. В первом квартале 2017 года, по предварительной оценке Банка России, положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса составило $22,8 млрд по сравнению с $12,9 млрд годом ранее. «Позитивное воздействие на динамику счета текущих операций оказало укрепление в 1,5 раза торгового баланса в условиях роста мировых цен на основные товары российского экспорта на фоне некоторого увеличения отрицательного вклада прочих компонентов текущего счета», — отмечается в сообщении регулятора. Чистый вывоз капитала частным сектором, по оценке, сложился на уровне $15,4 млрд и был сформирован главным образом операциями банковского сектора по наращиванию иностранных активов. В то же время прочие секторы в первом квартале 2017 года выступили нетто-импортерами капитала, нарастив внешние обязательства. «Мы ожидаем, что до конца года золотовалютные резервы увеличатся примерно на $18–20 млрд благодаря покупкам валюты Минфином. Интервенции на валютном рынке, сезонное сокращение положительного сальдо счета текущих операций и ожидания снижения ключевой ставки ЦБ будут способствовать ослаблению рубля во втором полугодии 2017 года», — отмечают аналитики Sberbank CIB.

Carry trade сохранит привлекательность

Некоторые экономисты отмечают, что рубль может девальвироваться из-за оттока спекулятивных иностранных денег, поступающих на российский рынок гособлигаций в рамках операций carry trade. Ставки в России выше, чем на внешних рынках, и это обеспечивает приток валюты. Как только настроения иностранных инвесторов изменятся, поток денег может развернуться в обратную сторону, что приведет к обвалу рубля. «Приток иностранного капитала в принципе играет ключевую роль в процессе укрепления рубля. Дело в том, что падение цен на нефть «осушило» приток валюты в страны, благодаря carry trade и интересу к долговым инструментам с середины 2016 года существенно вырос объем капитала, попадающего в Россию. Если весь этот спекулятивный капитал вдруг развернется, то мы будем наблюдать те же события, которые происходили в ноябре-декабре 2014 года», — полагает Евгений Волков, начальник отдела брокерских операций РосЕвроБанка. Но аналитики пока не считают carry trade серьезной угрозой. Из-за того что ЦБ снижает ключевую ставку крайне осторожно (на последнем заседании он понизил ее с 10% до 9,75%), а американский Федрезерв свои ставки повышает также постепенно, операции carry trade будут долго оставаться привлекательными. «При сохранении текущих цен на нефть к ослаблению рубля может привести только более существенное сокращение разницы в процентных ставках между внутренним и внешними рынками. Однако даже после следующего этапа сокращения спреда между ставками операции carry trade все еще сохранят привлекательность», — отмечает Юрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК «Велес Капитал». Андрей Шенк говорит, что на фоне снижения ставок ЦБ и повышения ставки ФРС привлекательность сделок carry trade будет снижаться, и часть инвесторов может решить зафиксировать прибыль. Но, с другой стороны, процесс снижения ставок может растянуться на несколько лет, и ЦБ в это время будет сохранять реальную ставку высокой для того, чтобы стабилизировать инфляцию на целевом уровне в 4%, отмечает он. «В это время российские активы будут оставаться привлекательными для carry trade», — резюмирует он. Кроме того, приток капитала в рамках carry trade не такой значительный, чтобы обрушить рубль. По оценке главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, это всего $2–5 млрд. «Таким образом, вклад carry trade в курсообразование рубля не является определяющим и не выделяется на фоне других развивающихся стран, испытывающих приток иностранного капитала в последние месяцы», — отмечают аналитики Sberbank CIB.

Сирия и сланцы

Худший сценарий для рубля связан либо с резким падением цен на нефть, либо со скачком политической напряженности в мире. Отказ ОПЕК от нового соглашения по ограничению добычи сразу приведет к падению котировок. «Существуют так же весомые риски резкого роста давления на рынок со стороны подзабытого всеми сланца. Скажу больше, если американские «сланцевики» зальют мир своими объемами добычи нефти, Саудовская Аравия может отменить соглашение ОПЕК о заморозке добычи нефтедобывающих государств еще до завершения сроков его действия. При такой ситуации вполне вероятно, что цена на нефть может упасть на уровень 25 долларов за баррель и пара доллар рубль может дойти и до 80 уже в мае-июне», — полагает Сергей Королев аналитик «Алор брокер». Заметно ослабить позиции рубля, как показали торги на открытии 7 апреля (рубль сильно просел после того, как США нанесли ракетный удар по авиабазе войск Башара Асада), могут любые намеки на ухудшение взаимоотношений между США и России, добавляет Юрий Кравченко. Падение нефтяных цен и/или нарастание конфликта России с США вокруг Сирии развернет и спекулятивный капитал, и тогда фактор carry trade сыграет свою негативную роль. Сергей Королев отмечает, что «обострение конфликта в Сирии может ослабить рубль в район 65–68 из-за внешнеполитических рисков, которые сейчас высоки как никогда». Но вполне вероятен и другой сценарий, который не раз реализовывался до этого. Нарастание напряженности на Ближнем Востоке, как правило, приводило к росту цен на нефть, на опасениях, что поставки из региона могут сократиться. В этом случае риски для рубля будут не так сильны.