Взрыв под Харьковом: украинская армия остается без мин, снарядов и ракет

В ночь на 23 марта на Украине начались взрывы и последующий пожар на территории крупных военных складов в городе Балаклея Харьковской области. По состоянию на 13:00 по Москве огонь еще не был потушен. Как сообщили представители украинского министерства обороны, «пожар продолжается на трети всего арсенала», на открытой территории складов, где лежат преимущественно танковые снаряды. Жертв среди населения и персонала, по предварительным данным, нет. Власти эвакуировали более 15 тысяч человек, проживающих в 5-километровой зоне от складов, в радиусе 40 километров запретили полеты авиации, приостановили железнодорожное сообщение и отключили подачу газа. Министр обороны Степан Полторак уже заявил, что склады в Балаклее не были самыми крупными на Украине и пожар не нанесет значительного урона ее боеспособности. «Большая часть боеприпасов с начала АТО была рассредоточена по другим базам и складам, а также перемещена в зону проведения операции», - заявил министр. В то же время, некоторые украинские СМИ утверждают, что в Балаклее находилось от 20% до 30% всех боеприпасов украинской армии. Сообщается, что в арсенале хранилось 182 тыс. тонн боеприпасов при его паспортной емкости 150 тыс. тонн, в том числе снаряды для САУ «Акация» с зоной действия до 20 км (как хранилось, можно увидеть здесь

Кадр из видео очевидцев взрыва на складе боеприпасов в Балаклее
Кадр из видео очевидцев взрыва на складе боеприпасов в Балаклее© youtube.com

). Около 7,5 тыс. тонн боеприпасов на складе подлежала утилизации. Общая площадь арсенала составляет 680 га, площадь технической территории - 368 га, длина периметра - 8,5 км. По непроверенным данным, в Балаклее могли храниться и химические боеприпасы. Любопытный факт. 21 марта, по информации «Українські Новини», на Украину прибыла «американская инспекционная группа с участием представителей Испании и Чехии начала работу на объектах Вооруженных сил Украины». Цель визита - контроль за соблюдением Украиной количественных ограничений вооружения и военной техники, подпадающих под действие ДОВСЕ. Инспекция должна была пробыть в стране трое суток. И еще. По сведениям американского издания RealClearDefense президент США Дональд Трамп намерен устроить аудит и проверить, как в Украине использовали средства, полученные от США при Бараке Обаме... Утром украинские власти выдвинули предварительную версию причины инцидента. По словам Полторока, к взрывам и пожару могли привести действия диверсионной группы, в том числе и сбрасывание взрывного устройства с беспилотного летательного аппарата. Позднее эту версию подтвердил главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос. После начала конфликта в Донбассе в Харькове действительно происходили такие инциденты, как подрывы военкоматов, мемориалов воинам УПА * и другие акции, которые приписывали «харьковскому подполью». Но в последний год такие новости почти не поступали, к тому же, некоторые эксперты полагали, что часть инцидентов могла быть провокацией СБУ. Несмотря на заявления украинского руководства о диверсии, некоторые СМИ выдвигают и другие версии инцидента. Нужно напомнить, что это уже не первый случай возгорания на крупнейших военных складах Украины. Например, в 2008 году случился масштабный пожар на арсенале сухопутных войск вблизи города Лозовая также Харьковской области. «Интересно, что похожая ситуация была в 2008 году, сразу после неудавшегося блицкрига Саакашвили в Южной Осетии, - написал в своем «Фейсбуке» политолог, шеф-редактор портала «Однако. Евразия» Семен Уралов. - Тоже горели военные склады и тоже под Харьковом. Тогда прятал концы брат президента Украины Ющенко - Петр, через которого шло вооружение грузинских партнеров. Губернатором Харьковской области тогда был нынешний глава МВД Аваков, а его замом племянник того самого Ющенко. Тогда, в 2008 ситуацию замяли - а судьба всех участников сложилась удачно. Никто ни за что не ответил. Сейчас еще проще - можно обвинить сепаратистов или российских диверсантов. Да и вообще - поджоги это фирменный стиль режима в Киеве. Думаю, что сгорит много всего интересного». Эксперты предполагают, что оружие со склада могло нелегально поступать в такие страны, как Сомали, Ливия, государства Латинской Америки, а взрывы - это способ уничтожить доказательства перед проверками, в том числе со стороны европейских партнеров.

Харьковский политолог, директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин

не исключает, что в этой версии может быть доля истины, но называет и другие возможные причины пожара. - Официальная версия - диверсия. Конечно, полностью исключать ее нельзя. Но лично мне она кажется наименее вероятной из всех. Просто потому что в последнее время никакой подобной деятельности в Харькове или под Харьковом не было. Когда говорили о подполье, действительно происходили какие-то инциденты - подрывы военкоматов, атаки на транспортные средства - за которые кто-то брал на себя ответственность. Но уже давно ничего подобного не было. Кроме того, мы в целом видим политику, которую проводит руководство непризнанных республик Донбасса. Ничто не говорит о том, что они занимаются диверсионной деятельностью.

«СП»: - А версия о том, что это была попытка скрыть какую-то информацию, например, поставки в третьи страны?

- Этого тоже исключать нельзя. Но в 2008 году для той ситуации эта версия представлялась мне более вероятной. Сейчас это тоже возможно, судя по некоторым сведениям, торговля оружием ведется Украиной в больших масштабах. Но дело в том, что в отличие от 2008 года замести следы можно достаточно беспроблемно в зоне «АТО».

«СП»: - В каком смысле?

- Туда поставляются боеприпасы, вооружение, и отследить их количество практически невозможно. С помощью этого можно скрыть очень многое. Поэтому сегодня такие экзотические моменты с намеренным поджогом менее целесообразны, чем в 2008-м, когда не было такой «черной дыры» в Донбассе.

«СП»: - А какие версии более вероятны?

- Я бы обратил внимание на два момента. Первый - это достаточно низкий уровень профессиональной подготовки тех людей, которые имеют отношение к военизированным структурам. Как сейчас все это устроено на Украине, достоверно никто сказать не может. Совершенно не обязательно, что на складских объектах находятся подготовленные военные и компетентные люди. Дисциплина и квалификация кадров на Украине хромает. А где хромает дисциплина и не соблюдается техника безопасности, возможны такие инциденты. Я бы не исключал банальный человеческий фактор и халатность. Кадровая проблема вообще характерна для сегодняшней Украины. К власти пришли люди со, скажем так, активной гражданской позицией, но совсем не профессионалы в тех сферах, которыми они занимаются. Зато они «правильные» и «патриотичные». Наконец, последний важный момент в том, что в отличие от Российской Федерации, где военная сфера постоянно модернизируется, контролируется на предмет соответствия всем нормам, на Украине ее ресурс во многом исчерпан. Могло произойти так, что не были соблюдены условия хранения, потому что склады перестали отвечать условиям безопасности. Сами боеприпасы также могли прийти в негодность и вызвать взрыв. Износ основных фондов и устаревание боеприпасов могли привести к инциденту. Не исключено, что совпали сразу несколько этих факторов.

Активист харьковского «Сопротивления» Александр Александровский

также убежден, что заявления о диверсии не соответствуют действительности, и слоняется к версии о халатности и непрофессионализме украинских военных. — Все претензии и обвинения в адрес РФ или донбасских республик — полный бред. Это попытка за громкими словами скрыть собственные профессиональные просчеты, точнее непрофессионализм. События свидетельствуют о полной разрухе внутри самой украинской армии. Руководство Украины увлеклось рекламой вооруженных сил, якобы защищающих всю Европу. А на поверку оказывается, что командование даже не в состоянии обеспечить надлежащие условия для хранения боеприпасов. Тут бы сумели защитить и уберечь местное население от последствий пожара, прежде чем Европу защищать... На самом деле, это игнорирование правил технической безопасности, экономия средств на необходимые противопожарные мероприятия приводят к таким трагедиям, в результате которых за бездействие чиновников минобороны и прочих государственных органов расплачиваются обычные мирные жители. Жалко простых людей, потерявших возможность находиться дома. Посмотрим, насколько оперативно смогут справиться с этим бедствием.

«СП»: - Как быстро пожарным удастся справиться с огнем?

- На данный момент расчетное время на тушение пожара - около семи суток. Я не думаю, что сейчас будут активно тушить. Скорее всего, это будут попытки локализовать пожар, не дать активно распространиться. Будут ждать, пока всё само по себе догорит. Ну, и после этого еще понадобится продолжительный отрезок времени, чтобы сработали саперы, которых в любом случае недостаточно. Наверное, будут перебрасывать и из зоны «АТО» подразделения для разминирования прилегающей территории. И нужно будет проводить восстановительные работы для людей, имущество которых пострадало. С учетом сегодняшней ситуации в стране, я думаю, около полугода понадобится, чтоб хоть как-то расхлебать.

«СП»: — Это ведь не первое аналогичное ЧП на Украине…

— На Украине периодически происходят такие бедствия. Горели воинские арсеналы в Новобогдановке и в Лозовой, еще в мирное время. Уже во время боевых действий взрывались боеприпасы в Сватово, в зоне «АТО». На примере Лозовой, летом 2008-го, мы видели, что не неделю и не месяц, а около года велись восстановительные работы. Но тогда и бюджет, и возможности были другие. Не было тех отягчающих обстоятельств, что сейчас…

«СП»: — Что собой представляют балаклейские склады?

—Где-то три на семь километров — это наземный арсенал. Плюс огромные подземные капониры. Плюс непосредственно рядом находится воинская часть, которая занимается обеспечением. На территории арсенала работает большое количество местных жителей. Дома примыкают буквально вплотную. Рядом совсем находится нефтебаза. Несколько в стороне проходит газопровод. Помимо боеприпасов, там будут потери, конечно, еще и объектов инфраструктуры, разбитые здания и сооружения. Нужно будет восстанавливать пути сообщения, по которым идет подвоз и отвоз. Техника пострадает — железнодорожный и автомобильный транспорт. Так что под восстановление всего этого спишут не один миллиард гривен. Это уже не первый такой случай в истории современной Украины. К сожалению, наверное, и не последний.