Войти в почту

Будущее без водителей: в России планируют создать профсоюз операторов беспилотников

Профсоюз для операторов беспилотных грузовых автомобилей в ближайшем будущем может появиться в России. Предполагается, что такая организация займётся переобучением шофёров в операторов беспилотников, а также их правовой защитой. Авторы инициативы из компании грузоперевозок Traft считают, что решить вопрос с профсоюзом нужно в этом году, так как технологии в области беспилотного транспорта развиваются стремительно. О проблемах и перспективах зарождающейся профессии — в материале RT. Инициатором создания профсоюза выступила компания Traft, которая в 2017 году впервые в России намерена запустить в коммерческие рейсы автономные грузовики под присмотром операторов. «Мы получили более 400 обращений от водителей — как от перевозчиков на малотоннажных машинах, работающих внутри крупных городов, так и от дальнобойщиков и небольших региональных операторов, работающих как ИП — с просьбой отрегулировать процесс перехода к автоматизированному транспорту, — рассказал RT гендиректор Traft Артур Мурадян. В этой связи и появилась идея создать профсоюз для операторов беспилотных грузовых автомобилей. В компании отмечают, что на сегодняшний день в мире не существует аналогов такой организации. Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заявил RT, что с предложением пока не ознакомился, но готов поддержать инициативу. «Любой профсоюз — это хорошо, — отметил Нилов. — Чем больше у нас будет самоорганизации и гражданской активности, тем лучше. Мы, конечно, поддержим и поможем, двери комитета всегда открыты. Но пока к беспилотникам у меня есть недоверие: не могу представить, как по нашим дорогам, где плохая разметка и противоречащие друг другу знаки, едет КамАЗ без водителя».

Каким будет будущее без водителей
© © mercedespress.info

Кадровый вопрос

Отметим, что утверждённая правительством «дорожная карта» АСИ «АвтоНет», рассчитанная на формирование отрасли беспилотных транспортных средств (БПТС) до 2035 года, предполагает в том числе организацию высокоскоростных транспортных коридоров с выделенными полосами для беспилотных большегрузов. Открытие первой в России трассы, предназначенной для беспилотных фур, запланировано на 2018 год. Её построят на территории Татарстана в рамках совместного проекта России и Финляндии «Караван». Помимо этого, беспилотники в будущем году могут поехать и по Шёлковому пути — от Хельсинки и Бреста до Пекина. Авторы инициативы считают, что начинать профсоюзную поддержку водителей нужно уже сейчас, в 2017 году, потому что технологии будут развиваться стремительно: «Мы видим реальную угрозу в том, что кадровый вопрос сильно отстанет от законодательной и технологической проработки сферы беспилотников, если не уделить ему внимание заранее. Сейчас все разработчики с головой ушли в технологии, а чиновники — в законодательные аспекты их регулирования. «Дорожная карта» АСИ «АвтоНет» до 2035 года не содержит ни одного пункта о профсоюзной поддержке кадров, которые будут задействованы в этой отрасли. Но без поэтапной популяризации беспилотников среди консервативной аудитории водителей и дальнобойщиков в России мы рискуем получить серию масштабных протестов и забастовок уже через пару лет».

В новом статусе

В рамках профсоюзной программы планируется провести комплекс мероприятий для повышения квалификации водителей и их переучивания на операторов беспилотных транспортных средств — такой профессиональный статус, по мнению авторов инициативы, к 2020 году должны получить все водители грузовых автомобилей, оборудованных системами беспилотного управления. Шофёров будут обучать правилам поведения в кабине беспилотника. Им разъяснят, как правильно контролировать движение фуры с элементами беспилотного управления и сохранять бдительность в длительной поездке. «Всё это будет происходить как в формате очных встреч на нескольких специально организованных площадках в Москве и Петербурге (впоследствии будем масштабировать проект на другие города-миллионники), так и в формате вебинаров и даже аудиосеминаров, которые водители могут прослушать в дороге. Нужно наглядно и простым языком объяснить водителям весь спектр современных решений по линии автоматизации транспорта, объяснить им, какие угрозы могут быть, как правильно отстаивать свои права», — отмечают авторы инициативы. В задачи профсоюза будет входить также контроль за соблюдением работодателями и должностными лицами законодательства о труде при замещении должности водителя на оператора беспилотного транспортного средства. По оценке коммерческого директора Traft Андрея Савина, речь идёт о социальной группе из 300 тыс. человек: «Интересы этих людей так или иначе необходимо внимательно учитывать при реализации любых проектов в области беспилотного транспорта, ведь многие водители уже активно высказывают мнение, что беспилотники сразу лишат их работы».

Нюансы психологии

Примечательно, что сами дальнобойщики пока не верят в темпы развития технологий беспилотного транспорта, а создание профсоюза считают преждевременным. Председатель «Грузавтотранса» Владимир Матягин в разговоре с RT отметил, что ассоциация всегда открыта к диалогу, но обсуждать создание такого профсоюза пока рано. «Если я сегодня начну заводить об этом разговор с водителями, они могут покрутить у виска. Люди думают, как им сейчас выживать, а не как управлять беспилотным автомобилем — для них это станет актуально, когда они начнут видеть такие машины на дорогах, — говорит Матягин. — К тому же дальнобойщики в стране сильно разобщены, и многие из них с нигилизмом относятся к текущим проблемам отрасли. В итоге жаловаться и критиковать власть водители и перевозчики начинают, когда уже сталкиваются с проблемами». При этом собеседник положительно оценивает перспективы, связанные с применением беспилотного транспорта. «Беспилотники — это хорошо. Это позволит ускорить доставку грузов, возможно, снизится аварийность. Но не думаю, что в России это перспектива ближайших десяти лет. Пока у нас нет никакой инфраструктуры, нет законов», — резюмирует Матягин.

От лоббизма к реальности

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко также скептически относится к просвещению и защите прав будущих операторов беспилотников. «Мы отслеживаем эту тему очень пристально, но пока можно говорить лишь о том, что есть научно-технические разработки, которые могут пригодиться в будущем. Предпосылок для создания профсоюза сейчас нет. Пока всё, что предлагается в России по беспилотникам — лоббизм тех, кто разрабатывает эти технологии», — комментирует RT ситуацию Войтко. «Пока это научная работа, которая если и даст выхлоп в России, то очень нескоро, — говорит RT председатель Межрегионального союза водителей-профессионалов Александр Котов. — На закрытых территориях использование беспилотного транспорта может легко быть воплощено, но по нашим трассам, где даже нет достаточного количества тёплых туалетов, и уж тем боле в городских условиях — это представляется невозможным и утопичным». «Любые перемены — это сложная ломка психологии, — парируют в Traft. — Представители профессии пока не осознают, что если сейчас участие водителя в управлении автомобилем со вспомогательными системами составляет 80%, то скоро ситуация перевернётся, и от оператора будет зависеть только 20% от того, что происходит с автомобилем».

Движение без опасности

Однако не все компании-перевозчики считают инициативу преждевременной. «Социальная адаптация и профессиональная переориентация необходимы, поэтому мы — и, уверен, другие организации — будем содействовать в этом», — заявил RT председатель правления Союза транспортников Кубани Михаил Михеев. Положительно отнеслись к идее появления такого профсоюза и общественники. Глава экспертного центра «Движение без опасности» и заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе РФ Наталья Агре считает, что такой профсоюз уже давно нужно было создать: «Организаций, лоббирующих интересы перевозчиков, у нас много, а вот интересы водителей никто не защищает. Водители грузового транспорта — продвинутые люди и могут обращаться со сложной электроникой, например с тахографическим оборудованием. Но их при этом никто ничему сейчас не обучает».

Грузоперевозки на автопилоте

Беспилотные грузовые автомобили уже можно встретить на дорогах в ряде стран, например, в США, Германии, Голландии и Финляндии. Однако пока эксплуатация такого транспорта осуществляется под присмотром операторов. Согласно требованиям Венской конвенции о дорожном движении, беспилотный автомобиль не имеет права появляться на дорогах общего пользования, если на водительском сиденье не находится человек, который в любой момент может взять управление на себя. Осенью прошлого года в США разработанный Uber Technologies беспилотный грузовик совершил первый в истории коммерческий рейс, перевезя 45 тыс. банок пива, преодолев при этом почти 200 км. За фурой также присматривал оператор, которому лишь дважды пришлось вмешаться в процесс — при выезде на трассу и съезде с неё.

Россия как испытание

Первые коммерческие рейсы беспилотных грузовиков в России могут начаться летом 2017 года. Сейчас фуры с беспилотным программным обеспечением проходят испытания на тестовом полигоне в Московской области, после этого планируется выпустить их на дороги общего пользования в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре. По словам экспертов, проблема плохих дорог будет влиять на развитие беспилотного транспорта, но даже сейчас она не является непреодолимым препятствием. Дело в том, что беспилотники ориентируется не только по дорожной разметке или знакам — система учитывает и другие детали, вплоть до траектории идущих впереди авто. Что касается функции оператора такого транспорта, то, как поясняют эксперты, он будет следить за скоростным режимом, за корректностью работы всех систем автопилота, контролировать поведение автомобиля на полосе. Также оператор БПТС будет отвечать за наиболее ответственные манёвры в пути, например за выезд со второстепенной дороги или развязки на трассу, манёвры у АЗС и мойки, на погрузочной площадке, у таможенного пункта, у терминалов оплаты на скоростных платных дорогах. Кроме того, в задачи оператора будет входить составление отчетов: в бортовом журнале он должен будет отмечать все действия транспортного средства, которые у него вызвали вопросы или, наоборот, которые показались ему правильными. Обратная связь станет ключевым источником информации для дальнейших доработок систем беспилотных автомобилей наряду с данными, которые разработчики будут удаленно получать через считывание с тахографа, GPS-датчиков и других телеметрических систем, которые будут стоять на таком транспорте. За тем, чтобы оператор не заснул «за рулем» будут следить камеры, анализирующие движение глаз оператора, а также датчики, контролирующие его дыхание и пульс. Такие системы уже применяются многими автопроизводителями.