На каких условиях МВФ может предоставить Минску крупный кредит

В Минске завершились срочные внеплановые переговоры между Александром Лукашенко и топ-менеджерами МВФ. Решение о предоставлении Белоруссии кредита пока не принято. Новая программа сотрудничества с фондом подготовлена и предусматривает выделение не менее $3 млрд на 10 лет под 2,28% годовых. Однако её подписание всё время откладывается. Потребность Минска в деньгах огромна: в случае отказа властям придётся включать печатный станок. На каких условиях МВФ может дать государству столь крупную сумму и насколько вероятно выполнить эти требования — разбирался RT.

На каких условиях МВФ может предоставить Минску крупный кредит
© globallookpress.com © Alexei Druzhinin

Гости из-за океана

Как сообщило информагентство БелаПАН, белорусские власти пытаются активизировать переговорный процесс о получении денег у Международного валютного фонда. В нынешнем году Белоруссия нуждается в новых заимствованиях, чтобы рассчитаться по старым долгам — прежде всего с Россией. Есть ещё, конечно, китайские кредиты, но их использовать для расчётов с другими кредиторами не получится. Причина в том, что Пекин выдаёт только «связанные» кредиты — когда сами деньги остаются в Китае и белорусская сторона может их потратить только на покупку китайских же товаров и услуг. В этом плане кредитование от МВФ — самое выгодное. Александр Лукашенко не раз публично заявлял, что Международный валютный фонд даёт Белоруссии деньги на лучших условиях. Однако в последние годы отношения у официального Минска с МВФ не складывались. Сперва — из-за политических репрессий 2010—2011 годов, затем — из-за того, что МВФ требует урезания социальных гарантий (прекращения дотирования государством услуг ЖКХ и транспорта, заморозки роста зарплат и других социальных выплат), а также рыночных реформ. По первому пункту президент Белоруссии пошёл навстречу фонду — «коммуналка» в стране быстро дорожает; зарплаты, пенсии и стипендии не растут, реальные располагаемые доходы белорусов только за январь—февраль сократились на 4,5%. При этом ВВП страны в долларовом эквиваленте в 2016 году составил $46,5 млрд. Для сравнения: в 2015-м ВВП был равен $54,6 млрд. Однако до сих пор Александр Лукашенко категорически отказывался идти на рыночные реформы. И хотя белорусские власти регулярно принимают разные документы, декларирующие поддержку частного бизнеса, в большинстве своём эти решения остаются на бумаге. Последние несколько лет в стране закрывается намного больше коммерческих фирм, чем регистрируется. На этом фоне в Минск внепланово и без всякого предупреждения прибыла миссия МВФ во главе с топ-менеджером фонда Питером Долманом. Его сопровождали заместитель Европейского управления МВФ Танас Арванитис и старший региональный представитель МВФ по Восточной Европе Бас Баккер. Как сообщила пресс-служба Александра Лукашенко, белорусский лидер сказал гостям: «Спасибо, что приехали в Беларусь и пришли по моей просьбе для того, чтобы мы могли с вами обсудить буквально один-два вопроса. И хочу сказать, что я не переговоры вести вас пригласил, потому что знаю, что вы активно сотрудничаете с нашими специалистами по проблематике отношений с МВФ. У меня есть пара вопросов, которые я хотел бы обсудить. Для меня и страны они очень важны». Однако очевидно, что задача Лукашенко — как можно быстрее заключить новую программу сотрудничества Белоруссии с валютным фондом. Она уже давно подготовлена и предусматривает выделение не менее $3 млрд на 10 лет под 2,28% годовых. Но её подписание всё время откладывается. Похожие цели — получение кредитов и преференций — вероятно, ставились и перед встречей Лукашенко 15 марта с вице-премьером, министром иностранных и европейских дел Бельгии Дидье Рейндерсом. На ней белорусский лидер заявил следующее: «Я могу вам гарантировать: вы всегда в нашем лице будете видеть страну, которая будет работать на объединение, на стабильность в Европе. Евросоюз — это мощнейший полюс наряду с Китаем и США. Европейский Союз — это мощная опора для планеты, если она исчезнет — быть беде. Чего бы ни стоило, Европейский Союз надо сохранить. Чем больше опор, тем устойчивее система. Поэтому я сторонник Европейского Союза».

Почти тупик

Белорусские власти оказались в сложной финансовой ситуации. Поступления в бюджет резко упали из-за сокращения поставок беспошлинной нефти из России — продажа на Запад продукции белорусских НПЗ всегда была одним из основных способов пополнения бюджета. По данным информагентства БелаПАН, за январь нынешнего года экспорт нефтепродуктов из Белоруссии составил 744,2 тыс. тонн и сократился по сравнению с январём 2016 года на 53% — тогда за месяц из страны было вывезено почти 1,6 млн тонн нефтепродуктов. Практически весь объём экспорта в январе 2017-го пришёлся на три географических направления — Великобританию (388,7 тыс. тонн), Украину (247,2 тыс. тонн) и Нидерланды (65,6 тыс. тонн). Сокращение экспорта вызвано тем, что объём российской нефти, поставляемой на белорусские НПЗ, резко снизился. Согласно статистическим данным, в январе—феврале 2017 года российские компании поставили в Белоруссию 2,6 млн тонн нефти, что примерно на треть меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На этом фоне Белоруссия в 2017 году должна выплатить по внешнему и внутреннему госдолгу порядка $3,5 млрд. Общая сумма внешнего госдолга Белоруссии — $13,5 млрд. Основные кредиторы в данном случае — Россия, сумма выплат которой составит $741,3 млн, и Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) — $487,9 млн. Первоначально официальный Минск рассчитывал в текущем году привлечь $700 млн в виде траншей ЕФСР, а ещё $800 млн получить от размещения нового выпуска еврооблигаций. Однако ЕФСР до сих пор не перевёл в Белоруссию даже прошлогодний транш кредита. А из-за отсутствия соглашений с МВФ размещать еврооблигации можно только на невыгодных условиях — под большие проценты. При этом скандальный «налог на тунеядство» вместо пополнения казны, напротив, принёс одни убытки, к которым добавились массовые акции протеста, прокатившиеся по всей стране. «Если получить от МВФ кредит не удастся, правительство Белоруссии будет вынуждено тратить золотовалютные резервы на то, чтобы расплатиться по внешним долгам. А эти ЗВР у страны невелики — они в эквиваленте составляют около двух месяцев импорта, в деньгах это $5 млрд, — пояснил RT белорусский экономист Сергей Барткевич. — Других способов быстро пополнить бюджет нет. Для приватизации момент упущен, сегодня большинство госпредприятий никто не купит. Многие белорусские государственные заводы можно продать только по цене лома, настолько они устарели. Поставки беспошлинной нефти из России в прежнем объёме не восстановлены, поставки нефти из Азербайджана и Ирана пока остаются на уровне экспериментов». При этом нужно отметить, что в отличие от украинских чиновников, белорусские власти всегда были крайне добросовестным заёмщиком. По всем зарубежным кредитам республика расплачивалась без задержек. Никогда не было и речи о техническом дефолте страны. Однако ценой такой добросовестности были девальвации национальной валюты (самые крупные — в 2009 и 2011 годах), когда доходы граждан страны вместе с курсом белорусского рубля падали в полтора-два раза. «Последние два года Национальный банк и Совет министров проводят жёсткую монетарную политику, как раз полностью выполняя рекомендации МВФ. Но в подобной кризисной ситуации слишком велик соблазн «сорваться» и провести денежную эмиссию, — говорит Сергей Барткевич. — Не случайно, наверное, в январе этого года в правительстве возник было «призрак Петра Прокоповича» — бывшего главы Нацбанка, который любил решать финансовые проблемы, включая печатный станок. Пока от эмиссии решили отказаться, но если и теперь с МВФ не срастётся, то власти будут вынуждены пересмотреть монетарную политику и напечатать дополнительные деньги, чтобы скупить валюту у населения, а также поддержать предприятия-экспортёры».