Минобороны Украины в бой зовет стариков

Министр обороны Украины Степан Полторак призвал военных пенсионеров по возможности вернуться на службу. По его словам, во времена, когда существует серьёзная угроза независимости страны, армии пригодятся опыт и знания пожилых военных. Об этом он написал на своей странице в Facebook. «Хочу обратиться к офицерам запаса, тем, кто по выслуге лет получил пенсионное обеспечение от государства, жилье и льготы и находится на заслуженном отдыхе. Вы прошли боевой путь, приобрели опыт, который так необходим нашей армии. Призываю вас взять пример с добровольцев. Нам уже удалось сформировать армию, вдвое большую, благодаря добровольцам. И наша борьба еще продолжается, угрозы независимости еще существуют. Если вам позволяет возраст и состояние здоровья, призываю вернуться в ряды Вооруженных Сил: нам нужен ваш опыт и знания. Мы ждем вас в непростое для страны время!» Выступая с аналогичным призывом во время мероприятий по случаю Дня украинского добровольца в Киеве, Полторак заявил о том, что в настоящее время в «зоне АТО» несут службу около 40 тысяч военнослужащих, и «все они — добровольцы». Отметим, что Полторак и ранее неоднократно говорил о том, что ВСУ достаточно укомплектованы контрактниками, и вопрос объявления очередной волны мобилизации не стоит. «Надеюсь, что обстоятельства позволят не проводить мобилизацию. Мы просто планируем насобирать контрактников. На сегодня в зоне АТО нет ни одного мобилизованного, там только контрактники», - заявил Полторак в начале января. По его словам, за прошлый год на службу по контракту поступили почти 80 тыс человек, и этих сил должно хватить, а также планируется привлекать резерв. При этом он подчеркнул, что мобилизация может быть объявлена в случае полномасштабной агрессии России. На этом фоне призыв вернуться к пенсионерам выглядит несколько странным. Как и более раннее заявление начальника Главного управления персоналом Генерального штаба ВСУ полковника Марка Андрусяка о том, что в ВСУ планируется призвать около 4 тысяч выпускников военных кафедр гражданских вузов для того, чтобы отправить их в зону боевых действий в Донбассе. Ранее, «СП» уже писала о том, что, по мнению, представителей НМ ЛНР, такие меры связаны с острой нехваткой личного состава, и что мероприятия по доукомплектованию подразделений, которые отправляют в Донбасс, могут свидетельствовать о подготовке к масштабной военной операции против народных республик. — Контрактниками-то эта «армия» может и укомплектована, но заявление Полторака как раз свидетельствует о качестве этих контрактников, ­— отмечает

Министр обороны Украины Степан Полторак
Министр обороны Украины Степан Полторак© Zuma/ТАСС

киевский публицист Дмитрий Скворцов.

— У нас вон в сельском магазине висит объявление о наборе контрактников сразу с указанием зарплат. И для многих, доведенных тем же Порошенко до нищеты это вполне приличный заработок. А нищими же становятся в первую очередь не самые высоко квалифицированные специалисты. Военное дело ныне — это не столько умение стрелять и ходить строевым шагом, сколько технические знания, которые с успехом можно применить и на «гражданке».

«СП»: — Откликнутся ли военные пенсионеры на призыв Полторака? Достаточно ли найдется «патриотов»?

— Нет, конечно. Как мы уже заметили, «патриотами» ВСУ уже укомплектована. А умные люди, каковыми являются подлинные специалисты осознают порочность этой войны.

«СП»: — Почему украинские военные ВУЗы не могут обеспечить армию достаточным количеством квалифицированных спецов? Недавно хотели призывать выпускников военных кафедр…

— Потому что таков преподавательский состав украинских военных ВУЗов. Сначала украинскую армию покинули лучшие — те, кто не принял в душе украинскую незалежность, курс на сближение с НАТО, распиливание в угоду тому же НАТО стратегических бомбардировщиков и т.п. вещи. Оставшиеся со временем ушли на пенсию, а на смену им пришли только те, кого устраивали нищенские зарплаты военным. Т.е., кому в силу их ограниченных способностей не нашлось бы места в мирной жизни. К тому же армия практически не получала вооружений нового поколения, требующих повышения интеллектуального уровня. А то лучшее, что оставалось от СССР, в массовом порядке продавалось за рубеж или сдавалось в аренду (как, например, уникальный класс по стратегическому планированию в одном из лучших военных училищ).

«СП»: — Кого еще Киев может поставить под ружье после выпускников военных кафедр гражданских ВУЗов и пенсионеров?

— Разве что, бомжей и алкоголиков. Впрочем, судя по видеороликам в Youtube, эти специалисты там с первых дней «антитеррористической операции».

«СП»: — Для чего вообще Киеву столько солдат и офицеров? Группировка, сосредоточенная в Донбассе итак значительно превышает силы ополченцев…

— Недостаток современной, да и просто боеспособной военной техники приходится восполнять пушечным мясом — способным, в случае реального контрнаступления армий ДНР и ЛНР продержаться хотя бы время, требуемое тем же порошенкам и полторакам чтобы передвинуть все своё движимое имущество за границу. Проживающий в Донецке

политолог Роман Манекин

считает, что не стоит недооценивать боевой потенциал противника. — Это — ложный путь, ведущий к поражению. Боевым подразделениями Донецкой и Луганской народных республик противостоят Вооруженные Силы, которые готовились к боестолкновениям на территории Донбасса, как минимум, два года: с момента подписания последнего «Минска». Как в любом деле, в подготовке ВСУ есть свои проблемы и недостатки. Но, в целом, мы должны осознавать, что перед нами — серьезный противник, которого, в случае попытки наступления на ЛДНР мы обязаны опрокинуть и разгромить. Недостатки в подготовке противника нужно и можно использовать, конечно. Но на легкую победу рассчитывать не приходится: мы сами, подписав «Минск-2» и, не продвинувшись в выполнении договоренностей ни на миллиметр, открыли перед украинским властями возможность укрепить свои позиции на всех направлениях, включая военное. Как режим Порошенко воспользовался этими возможностями — другой вопрос. Но исходить из установки на то, что не воспользовался вовсе —ущербная, на мой взгляд, позиция. Кстати, нынешняя ситуация может очень быстро и радикальным образом измениться. Если внутри Украины начнутся политические подвижки или Россия займет более жесткую, отчетливую позицию по Украине. Что касается возможности массированного наступления, то уверен, что решим Порошенко пойдет на любые преступления, чтобы зафиксировать фокус мирового общественного мнения на украинской проблематике. Если для достижения этой цели окажется достаточной суета вокруг заблокированных железнодорожных путей ДЖД, или, скажем, стычки на Институтской и Банковой, он ограничится этим. Если этого окажется недостаточным, отдаст приказ на штурм. Логика здесь очевидная: у режима отсутствуют внутренние ресурсы для сохранения себя у власти. В для получения новых траншей драматические события внутри Украины и вокруг Донбасса должны сохранять интригу. После Майдана и Одессы режиму кровь не страшна! А деньги нужны. Поэтому события будут развиваться до тех пор, пока не произойдет ротация нацифицированной украинской элиты. Причем, в широком смысле: речь идет об уходе с политической арены всего современного политического класса, а не только смены Порошенко, скажем, на Тимошенко или Семенченко (список можно продолжать бесконечно: потенциальных «атаманов» на Украине традиционно много!) В целом, изначально было понятным, что весна и лето 2017 года на Украине обещали и будут предельно тяжелыми. А как конкретно будут развиваться события, поживем — увидим! —У меня сложилось впечатление, что скорее тут социальные причины, — говорит

украинский политолог Юрий Городненко.

— Власть сокращает социальные выплаты и льготы. Но напрямую забирать пенсии у военных пенсионеров побаивается, чтобы не вызвать массовый протест. Поэтому и решила поставить военных пенсионеров перед альтернативой: или возвращаетесь на военную службу, т.е. фактически добровольно отказываетесь от пенсий и льгот, или принудительно лишаетесь соцобеспечения — только еще и с обвинением в отказе от службы.

«СП»: — Недавно представитель ЛНР утверждал, что Киев рассчитывает на захват территорий ЛНР, для чего в данный момент проводит мероприятия по доукомплектованию личным составом подразделений, которые отправляют в Донбасс. Можно ли подобные мероприятия рассматривать как сигнал о скором начале войны?

— Войну, конечно, исключать никогда нельзя. Но в возобновление полномасштабного конфликта лично я не верю. Воевать будут только за деньги, а денег Запад не дает. Сегодня, скорее, наблюдается обратный процесс: Киев всеми силами отказывается от Донецка и Луганска, выталкивая их в российскую юрисдикцию.

«СП»: — Тогда зачем в Донбассе итак находится почти стотысячная группировка? Зачем Киеву такая сила?

— Для оправдания «налога на войну». А еще как фактор социального сдерживания. В армию согнаны все здоровые мужчины, способные в гражданской жизни на активный протест против власти. Пока они на службе — не смогут участвовать в протестных акциях против правительства. Кроме того, мощная армия, «зарекомендовавшая» себя карательной операцией на востоке — это демонстрация населения силы, которая может быть против него применена в случае бунта.

«СП»: — Украинские военные регулярно жалуются на небоевые потери, и т.д. Война длится уже три года, и сегодня часто можно слышать, что за это время ВСУ научились воевать, что они стали на голову выше, что это самая сильная армия Европы. Действительно ли можно без горькой иронии говорить, что у Украины, в отличие от 2014-го года есть армия?

— Не знаю какая боеспособная армия может быть в условиях, когда солдата обворовывают буквально во всем, а воевать принуждают только с собственным гражданским населением.

«СП»: — Но способна ли эта армия одержать военные победы в Донбассе?

— Нет. Но я бы не переоценивал возможности частей ДНР и ЛНР. Там тоже не все так просто. Поэтому любой худой мир всегда лучше любой доброй войны.