Авторынок спасут от ВТО
Новый льготный режим промышленной сборки для автокомпаний в России, подразумевающий компенсацию таможенных пошлин в обход норм ВТО, обещают представить в Минэк до конца года. На продлении срока действия режима настаивали ведущие автопроизводители. Принципиальное отличие новой промсборки — распределение господдержки в зависимости от заслуг компаний. Однако глава VW Group в России считает, что Специальные инвестиционные контракты (СПИКи) не создают прозрачные и равные для всех условия. Определяющий механизм для автомобильной отрасли — постановление о промышленной сборке — в новой, третьей редакции, обещают представить в Министерстве экономического развития до конца 2017 года. Причем, как выяснила «Газета.Ru», строгие требования Всемирной торговой организации (ВТО) получится нивелировать. О необходимости продления или создания аналога постановления №166 на протяжении нескольких лет говорили ведущие автомобильные производители, включая Volkswagen Group, Nissan и Ford. Однако в другом ведомстве, Минпромторге, заявляли, что такой вариант невозможен и в качестве альтернативы предлагали исключительно СПИКи, подразумевающие новые инвестиции и расширение объемов локального производства в России. Логично, что автопроизводителям, которые уже инвестировали в развитие мощностей миллионы евро и достигли согласованного процента локализации, такой подход показался экономически необоснованным. В итоге между Минпромторгом и Минэком возникла некая конфронтация относительно видения развития российской автомобильной отрасли в целом и администрирования работы участников рынка. Возможность корреляции СПИКов и промсобрки в Минпромторге не комментируют. Однако, как подтвердили «Газете.Ru» в министерстве экономического развития, ведомство до конца 2017 года все-таки издаст нормативный акт, устанавливающий новый механизм промышленной сборки. Новую концепцию этого режима в Минэке разработали еще в сентябре и в настоящее время ее дорабатывают.
Зачем нужна промсборка
О подробностях проекта в рамках Российского автомобильного форума рассказала руководитель практики внешнеторгового регулирования международной юридической фирмы DLA Piper Вильгельмина Шавшина, которая недавно приняла участие в обсуждении проекта в Минэке. «К созданию обновленного режима нас стимулируют взятые обязательства о прекращении режима промышленной сборки в нынешнем виде в рамках ВТО, а также выравнивание в середине 2018 года ставок таможенных пошлин, — сказала Шавшина. — В новый режим промсборки заложено получение господдержки автопроизводителями и поставщиками автокомпонентов. Имеются в виду новые субсидии по линии Минпромторга, включая возможность получения статуса резидента свободного склада — такие компании смогут беспошлинно ввозить оборудование и необходимые для производства инструменты. Если компания решит такой статус не получать, то предусмотрено возмещение соответствующих таможенных пошлин. Обсуждается вопрос отсрочки по выплате НДС и введение дополнительных налоговых преференций». Для автомобильных концернов отличие будет и во введении балльной системы и перехода от количественных показателей к качественным. Так, будет усложняться формула расчета локализации и введена дифференциация в зависимости от объемов производства и вида классов производимых транспортных средств. Будет учитываться вовлечение в процесс постройки автомобилей российских поставщиков запчастей, динамика курса валют. Производители смогут рассчитывать на упрощенный доступ к госзакупкам и реализации продукции для госкомпаний. «Во время действия второй промсборки мы наблюдали негативную экономическую ситуацию, и компании стали объединяться в альянсы, — добавила Шавшина. — Сейчас обсуждается вопрос ухода от этой практики».
Как обойти ВТО
Как уточнил в беседе с «Газетой.Ru» источник, близкий к Минэку, новый, так называемый третий режим промсборки был придуман, чтобы одновременно исполнить требования ВТО и дать гарантии автопроизводителям на компенсацию на уплату таможенных пошлин за ввозимые компоненты, только другим способом. «С одной стороны, содержание новых соглашений кардинально изменено с точки зрения условий работы, стимула закупок у локальных производителей компонентов, — отметил осведомленный источник «Газеты.Ru». — Но смысл в том, что сейчас, согласно постановлению №166, автокомпоненты ввозятся беспошлинно. Срок его действия заканчивается в 2019-2020-х годах, и пошлины вернутся на прежний уровень --– 5%-6%-10% в зависимости от типа запчасти. Но согласно новому документу, автопроизводители все равно смогут рассчитывать на субсидирование уплаченных таможенных пошлин, несмотря на нормы ВТО. Подписанты будут рассчитывать количество пошлин, которые им нужно будет уплатить по итогам года, и получать субсидии. Мы даже постараемся уйти от списочного принципа, который действует сейчас. То есть все, что импортируется, сможет подпадать под субсидии. Но для этого нужно будет подписать договор и соответствовать взятым на себя обязательствам. А балльная система нужна для того, чтобы, исходя из этих показателей, считать объем компенсации. То есть чем выше определенные показатели, тем больше и субсидия, и наоборот».
Volksvwagen Group требует равенства
«Продолжение постановления №166 в нынешнем его виде действительно невозможно в свете требований ВТО, поэтому его нужно изменять, на эту тему сейчас ведутся политические дебаты, — прокомментировал эту информацию «Газете.Ru» глава Volkswagen Group (включает, в частности, марки Skoda и Audi) в России Маркус Озегович. — Но нам не важно, как будет называться этот новый инструмент. Нам нужна ясность и прозрачность, мы настаиваем на единых условиях для всех участников рынка. Только там мы сможем добиться предсказуемости, а, следовательно, и уверенно продолжать инвестиции в Россию. Потому что если условия будут неодинаковы, постоянно меняться, зависть от разных параметров, то мне придется сказать в своей штаб-квартире, что в России все неопределенно, и непонятно, что будет через два, три, пять лет. СПИК был хорош как способ работы в условиях кризиса. Но в долгосрочной перспективе нужны другие инструменты. Потому что с помощью СПИКов трудно работать тем компаниям, которые уже инвестировали в Россию. Так, мы заплатили 152 млн евро только для того, чтобы поддержать производство в России на нынешнем уровне, и сейчас СПИК не покроет наши расходы. Но если в Россию сейчас придут новые компании и инвестируют в эти СПИКи, то эти расходы им будут компенсированы. Логики в этом я не вижу». Примечательно, что, говоря про нормы ВТО, Озегович ясно дал понять, что есть страны, которые одновременно являются членами организации и при этом проводят господдержку и используют протекционистскую политику. «И это считается нормальным», — обратил внимание глава российского офиса Volkswagen Group. В свою очередь, глава «АвтоВАЗа» Николя Мор заявил, что для Lada, Renault и Nissan ситуация выглядит аналогичным образом. «Нам нужна единая система, которая одинаково работает для всех», — сказал Мор. В пресс-службе Ford «Газете.Ru» сказали, что отрасли необходим инструмент, который будет учитывать интересы автопроизводителей, их инвестиции и работу над локализацией. Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин считает, что если в новой редакции соглашения о промсборке преференции будут зависеть, в частности, от уровня локализации, то локализованные в России бренды, входящие в Volkswagen Group, от этого ощутимо выиграют. «СПИКИ для VW не интересны, — говорит Коровкин. — Может быть, два года назад, когда они начинали строить завод по производству двигателей, они бы заинтересовали концерн. Но сейчас уже поздно. Очень интересно Озегович сказал и о ВТО. Мол, требования ВТО есть, но их нарушают. И для «стареньких» членов ВТО это правило действительно не работает. Пока мы были новичками, нас все дергали по любому поводу. Но теперь, получается, что мы можем «жить по правилам, но без них».