Савченко в Донбассе готовит военный переворот?

Служба безопасности Украины (СБУ) в ближайшие дни проверит сообщения о подстрекательстве депутатом Верховной Рады Надеждой Савченко военных к перевороту, а также о ее поездке в Донецк. Об этом заявил в пятницу, 24 февраля руководитель аппарата главы ведомства Александр Ткачук. «Если информация о подстрекательстве подтвердится и будет достаточно оснований, мы зарегистрируем уголовное производство», — сообщил Ткачук, призвав свидетелей сообщать о подобных призывах. При этом он подчеркнул, что по закону Савченко не должна информировать службу о своих перемещениях, однако, «возможно, есть какие-то аспекты безопасности, которые необходимо учитывать», особенно «если вспомнить, чем закончился последний ее визит на оккупированные территории». «Возможно, госпоже Савченко известны какие-то обстоятельства, которые дают ей возможность быть уверенной в том, что она не будет снова взята в плен. Нам об этом неизвестно. Мы хотим, чтобы она объяснила свою уверенность, что с ней не произойдет ничего плохого», — заявил Ткачук. Напомним, в пятницу. 24 января Надежда Савечнко прибыла в Донецк для встречи с украинскими военнопленными. Ранее Савченко обвинили в подстрекательстве военных к свержению власти. Депутат от «Блока Петра Порошенко» Татьяна Рычкова выступила с трибуны Верховной Рады обращением к Генеральной прокуратуре, призвав ведомство расследовать действия Савченко во время поездки в Донбасс. «На этой неделе народная избранница Надежда Савченко была в районе Донецкого аэропорта, где встречалась с военнослужащими 80-й отдельной воздушно-десантной бригады и 79-й и подстрекала их покинуть свои позиции, прийти сюда свергать преступную власть, взять оружие в руки и прийти сбросить эту власть», — заявила Рычкова, добавив, что что «говорит по поручению и от имени военнослужащих Воздушных сил Украины», а также призвала считать свое выступление депутатским запросом. 20 февраля Савченко на своей странице в Facebook рассказала о том, что побывала в зоне боевых действий в районе Авдеевки. «Настроение у наших воинов по всей передовой бодрое (...) Верят, что победа не за горами! К власти вопросов много... Сказали, что обязательно зададут, как закончим войну и закроем границы Украины», — написала она. — Обвинения против Савченко настолько же адекватны, насколько адекватна вся украинская политическая элита, пришедшая к власти — кто к законодательной, а кто к исполнительной — в результате переворота, — считает киевский публицист Дмитрий Скворцов. — Причём антиконституционного, в отличие от того, о котором говорит доносчица. Янукович-то был законно избранным президентом в отличие от нелегитимного Порошенко, которого якобы собирается «переворачивать» Савченко.

Внефракционный депутат Верховной рады Украины Надежда Савченко в ДНР
Внефракционный депутат Верховной рады Украины Надежда Савченко в ДНР© ТАСС

«СП»: — В СБУ говорят, что проверяют информацию. Каким будет итог?

— А что ей остаётся ещё делать? Они-то прекрасно понимают, что Порошенко, чьи шкурные интересы они обслуживают, настолько ненавидим всеми слоями общества, что будь это общество действительно «не рабами», давно бы его смело. Да только последние комедии на «Майдане» показали, что с колен все эти «нэскорэни» и «нэзламни» готовы подыматься лишь за печеньками от Госдепа.

«СП»: — Сообщается, что Савченко прибыла в Донецк для встречи с пленными. Какую реакцию вызовет этот шаг, если ее критиковали уже просто за встречу с Захарченко и Плотницким?

— Украинские политики соревнуются между собой в воинственности заявлений и градусе «патриотизма». Поэтому любые контакты своих коллег с «оккупантами» будут использоваться как повод для громких заявлений о предательстве. Что же касается судьбы пленных, то выйдет какая-нибудь Геращенко и начнёт врать, что Савченко сорвала вот-вот уже намечаемый обмен. И в этом отношении следует отдать должное Савченко. Она пытается заранее обезопасить себя от подобного рода спекуляций, «присосавшись» к обладающему высоким авторитетом главе украинского центра освобождения пленных «Офицерский корпус» Владимиру Рубану. Да только избежать обструкции не получится, по той простой причине, что, как мы уже заметили, украинские политики в массе своей неадекваты.

«СП»: — Если бы Савченко захотела, смогла бы она сделать то, в чем ее обвиняют? Есть ли у нее авторитет в армии, и есть ли в армии достаточный градус для переворота?

— Авторитет Савченко среди рядового состава давно уничтожен украинскими СМИ и карманными порошенковскими замполитами (или как там они сейчас называются). Что же касается потенциала для переворота, то его никогда в украинской армии и не было. Можно, конечно, подкупить высший командный состав. Но за рубежом нет сейчас заинтересованных в смене Порошенко игроков. Понимая это, запуганы и украинские олигархи.

«СП»: — По словам Савченко, у военных накопилось много вопросов к власти, которые те зададут, когда закончат войну. Означает ли это, что украинская армия готова воевать до конца при любых обстоятельствах?

— Украинская армия готова воевать лишь до того момента, пока с ней не начнут воевать по-настоящему. Спивающиеся в окопах «герои» полагают, что нынешний ответный огонь ополчения ЛДНР, включая контрнаступления под Иловайском и Дебальцево, это и есть война. Завесу над современными возможностями русского оружия слегка приоткрыла Сирия. И кое-что из этого оружия «военторг», безусловно, поставил в Донбасс. В количествах, достаточных для того, чтобы украинская армия прекратила существование ровно в день его применения. — Надежда Савченко выделяется на фоне других украинских политических лидеров с трудноразличимой идеологией и отличающихся разве что степенью радикализма, она декларирует многие вещи, которые мало кто может себе позволить сегодня сказать на Украине, — отмечает директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин. — Мысль о том, что пора уже как-то договариваться с Донбассом, близка достаточно многим украинцам. Во многом именно поэтому ее и отсекли от эфира. Наверняка, и среди военных, есть те, кому близка позиция Савченко. Многие из тех, кто ее поддерживал раньше, воспринимают действия Савченко, как предательство, тем более, что именно так вся ее деятельность освещается в СМИ. Но попытка сформировать альтернативную повестку, сделанная человеком с ее бэкграундом и авторитетом, будет так или иначе востребована.

«СП»: — Если Савченко действительно агитирует уже в окопах, получится ли у нее? Под силам ли ей или кому-либо еще заставить военных развернуть штыки на Киев?

— Ее деятельность явно беспокоит Киев, поэтому вести такого рода агитацию ей не позволят. Ну а так чтобы прямо военные, находящиеся в зоне АТО массово «пошли на Киев» — это вряд ли, пока сил или людей способных это сделать я не вижу. Армия и сегодня остается по большей части в стороне от политики, хотя недовольство властью есть и среди солдат. Вооруженные люди, мелькающие на разных мероприятиях и акциях так или иначе связанных с общественно-политической деятельностью это разные «активисты», демобилизованные военные, представители полулегальных или легализованных через МВД структур, но не регулярная армия. Да и врагом номер один для них остается Россия и «сепаратисты».

«СП»: — Савченко действует по собственной инициативе? С самого первого дня возвращения на Украину она создает образ непримиримого борца с властью, который при этом не гнушается контактами с «сепаратистами», говорит вслух о гражданской войне и фактически предлагает перенести ее в Киев. Кто стоит за ней или она сама метит в диктаторы Украины?

— Савченко — темная лошадка. Тимошенко, попытавшаяся ее «приватизировать» в последствии не раз об этом пожалела. Вряд ли ее кто-то и сейчас полностью контролирует, но так или иначе использовать ее в своих интересах пробуют многие противники и конкуренты Порошенко. Про свою готовность стать президентом, Савченко говорила с первых дней освобождения, так что вполне возможно задумывается об этом и сейчас.

«СП»: — Если Савченко действительно опасна для Порошенко, решится ли он на ее физическое устранение или арест?

— Арест на Украине — после российской тюрьмы, всей той борьбы за ее освобождение, заочного депутатства и присвоения звания героя Украины — очень нежелательный сценарий с серьезными имиджевыми издержками даже для украинской власти, для которой, казалось бы, все «как с гуся вода», как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, арестовывать ее было бы очень глупо, процесс будет громким, в этом случае она получит трибуну, а если даже не она, то опять найдется достаточно желающих воспользоваться ситуацией. Что касается физического уничтожения, то вне всякого сомнения, она сейчас находится в зоне риска. Надежда Савченко очень неудобный персонаж для современной политики, недоброжелателей у нее хватает и без Порошенко, даже если чисто гипотетически предположить, что он готов на такие меры. А вот украинский политолог Юрий Городненко считает, что дело вполне может дойти до репрессий в отношении Савченко. — Слишком сильным она стала раздражителем. Кроме того, это будет идеальный случай еще раз припугнуть украинцев. Показать всем, что никто не защищен…

«СП»: — Савченко уже в Донецке общается с пленными. Насколько подобные шаги способствуют росту ее популярности, в первую очередь среди военных?

— Значительная часть, командиров так называемых «добровольческих» батальонов действительно чувствуют себя обиженными властью. И на эмоциональном уровне они сопереживают Савченко как человеку, который тоже «обижен Порошенко». Но не думаю, что дойдет до открытой поддержки. Скорее всего сработает инстинкт самосохранения. Комбаты все же понимают, что поддержать Савченко — значит пойти на самоубийство. Их разотрут вместе с Надей и на второй день забудут про их существование. Поэтому дальше недовольного ропота, думаю, дело не пойдет.

«СП»: — Возможен ли сценарий военного переворота на Украине в принципе?

— Мое мнение — нет. Взять власть не сложно. Она сегодня буквально валяется посреди улицы в пыли. Но что дальше делать с ней? Какую программу предложить обществу? И главное, очередной переворот не будет никем признан. Запад использует это для того, чтобы умыть руки и отказаться от какой-либо поддержки Киева. А у России будут развязаны руки для операции по «ликвидации террористических банд». При этом никакой «второй Чечни» не получится. Просто некому будет воевать против россиян.