В Токио испугались дивизии Шойгу
Официальный Токио направил Москве очередной протест по поводу Южных Курил. Об этом со ссылкой на генерального секретаря японского правительства Ёсихидэ Суга сообщает РИА «Новости». Ранее в этом месяце власти Японии назвали «неприемлемым» присвоение российских названий пяти безымянным островам Курильской гряды. Сейчас недовольство Токио вызвали планы Минобороны РФ развернуть на Курилах дополнительные военные силы. Напомним: в минувшую среду министр обороны Сергей Шойгу в ходе своего выступления в Госдуме рассказал о формировании военной инфраструктуры на дальневосточном направлении. И отметил, в частности, что продолжается активная работа по защите Курил, где до конца текущего года предполагается разместить новую дивизию. Реакция из Токио не заставила себя долго ждать. Генеральный секретарь кабинета министров страны Ёсихидэ Суга заявил, что Япония с прискорбием восприняла решение России усилить военное присутствие на «северных территориях», поскольку это «идет вразрез с позицией его государства». А в японском внешнеполитическом ведомстве не преминули напомнить, что считают острова южной части Курильской гряды исконно японскими. Между тем, как известно, планы по укреплению обороноспособности на дальневосточном направлении анонсировались Минобороны РФ достаточно давно. Еще в 2015 году было принято решение о создании единой системы береговой обороны - от южного побережья Приморья до Арктики. Что, по словам Сергея Шойгу, должно обеспечить контроль проливных зон Курильских островов и Берингова пролива, прикрытие маршрутов развертывания сил Тихоокеанского флота в Дальневосточной и Северной морских зонах. А также способствовать повышению боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил. И о перспективе размещения российских войск на Курильских островах наш министр говорил еще в августе прошлого года. Однако в Японии тогда это не сочли проблемой. Почему же так болезненно отреагировали сейчас? - Именно потому, что в Токио считают эти острова - Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи - исконно японскими. И наш суверенитет над этими территориями не признают, - комментирует ситуацию старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков. – Любое размещение каких-то наших вооружений, поездки туда наших чиновников всегда будут соответствующим образом восприниматься – вплоть до официальных нот. У нас как-то об этом забывают иногда и говорят, что мы будем с Японией сотрудничать. Однако в этом плане ничего не поменялось. И даже последний визит нашего президента в Японию показал, что Токио продолжает оставаться на своих позициях в территориальном вопросе. То есть, продолжает претендовать на эти четыре острова. Даже подписанное недавно между нашими странами соглашение о совместном экономическом освоении этих территорий в Японии, мне кажется, воспринимают, как возможность получить постепенно контроль над этими островами. А в средней перспективе, возможно, и суверенитет над этими островами.
«СП»: - Но Япония ведь согласилось с условиями Ялтинской конференции вернуть СССР Южный Сахалин и Курильские острова, и потом в Сан-Францисском договоре отказалась претендовать на эти территории... Или нет?
- Дело в том, что Ялтинскую конференцию японцы не признают. Они говорят, что это было секретное соглашение, и они его не подписывали. Что касается Сан-Францисского мирного договора 1951 года, то там Япония, действительно, отказалась от притязаний на Курильские острова. Но поскольку Сталин тогда отказался подписывать этот договор, Советский Союз не имел права на него ссылаться. К тому, японцы не считают, что спорные острова являются частью Курил, поэтому признают свои претензии обоснованными. То есть, они как бы от них не отказывалась по мирному договору. Токио выстраивает свою позицию таким образом, что это исконные японские территории, а СССР, нарушив пакт о нейтралитете, незаконно их оккупировал. Сегодня в отношении России эта позиция сохраняется. Но, как мне кажется, она несколько искусственная. Потому что если мы посмотрим на довоенные карты (даже японские), то на этих картах все четыре острова прекрасным образом входят в состав Курильских островов.
«СП»: - Для Токио это не аргумент?
- Видимо, нет. Потому что там продолжают стоять на своем. Но мы, со своей стороны, не должны, я думаю, на их позицию реагировать так же болезненно, как они - на нашу. Мы считаем, что это наши острова и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление, согласно уставу ООН и итогам Второй мировой войны. Мы должны делать так, как считаем нужным. Военный эксперт, капитан третьего ранга запаса Дмитрий Литовкин считает, что Японии не следует переживать о действиях России на своей территории: - Что хотим, и где хотим там и размещаем. Наша страна в собственных границах вправе принимать любые меры по защите от внешних угроз. Понятно, что сейчас правительство Японии пытается решить для себя проблему Курильских островов. Идут некие российско-японские переговоры на высшем уровне. В последнее время этот переговорный процесс даже активизировался. И цель, возможно, уже, казалось, близка – отсюда такая болезненная реакция. На самом деле о том, что мы будем размещать технику на Курилах, было известно сто лет назад. Еще Сергей Иванов, будучи министром обороны, неоднократно посещал острова и инспектировал тамошнюю армейскую инфраструктуру. И говорил, что «будем там ставить новые вооружения». Этой осенью, насколько я знаю, там разместили противокорабельные береговые ракетные комплексы (БРК) «Бал» и «Бастион». В будущем должны появиться и новые системы ПВО, я думаю. Нам нужно усиливать это направление. Поскольку Дальний Восток у нас всегда был слабой зоной. И многие наши «партнеры» в тех же Штатах почему-то считают, что если там на десять километров нет ни одного человека, это ничейная территория. Территория эта наша. И сейчас идет активное ее развитие. В том числе и в плане усиления военной мощи, потому что есть от кого этот оборонительный барьер выстраивать. Долгие годы военная инфраструктура, которая была там создана еще в советское время, приходила в упадок. Сейчас – при Шойгу – она начала развиваться по полной программе. В обеих палатах российского парламента тоже уже прокомментировали протест японской стороны. В частности, первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков отметил, что Курилы - это российская территория, и Москва вправе принимать любые меры по ее защите. В свою очередь председатель комитета Совфеда по международным делам Константин Косачёв подчеркнул тот факт, что у Японии нет никаких оснований для протестов по поводу дивизий - ни юридических, ни политических. Поскольку Россия совершенно законно обеспечивает свою безопасность в пределах собственной территории. При этом он отметил, что она делает это и с учётом действий других региональных держав, «не всегда понятных и не всегда предсказуемых».