Оголтелое братство

В Малайзии, в международном аэропорту Куала-Лумпура 13 февраля произошла почти детективная история: при загадочных обстоятельствах был убит Ким Чен Нам, единокровный брат нынешнего руководителя Северной Кореи Ким Чен Ына. По подозрению в совершении этого преступления задержана гражданка Мьянмы (по другим данным — Вьетнама) по имени Доан Тхи Хыонг, но какую роль она играла в этих событиях — неизвестно. Судебные медики после вскрытия тела Ким Чен Нама не смогли пролить свет на причины его гибели. «Лента.ру» обобщила доступную информацию об обстоятельствах гибели Ким Чен Нама и вероятных причинах его убийства.

Кто убил старшего брата лидера Северной Кореи?
© Ahn Young-joon / AP

Кронпринц?

Ким Чен Нам родился 10 мая 1971 года, он сын Ким Чен Ира от его первой гражданской жены, актрисы Сон Хэ Рим. В силу особенностей происхождения он никогда не претендовал на роль кронпринца. В 2001 году Ким Чен Нам привлек внимание мировых СМИ после того, как пограничные службы Японии задержали его при въезде в страну с фальшивым паспортом гражданина Доминиканы. Считается, что после этого он попал в долговременную опалу и постоянно жил вне КНДР (в Китае и Сингапуре, однако предпочитал Макао, известный своими игорными заведениями), имел репутацию плейбоя, старался избегать общения с журналистами и воздерживался от разговоров на политические темы. Впрочем, в некоторых его высказываниях сквозила мягкая критика северокорейского режима. В частности, в 2010 году, вскоре после того, как Ким Чен Ын был провозглашен наследником отца, Ким Чен Нам дал интервью японскому телевидению. Он высказался против передачи власти по наследству, однако выразил надежду, что новый руководитель сделает все возможное для улучшения жизни северокорейцев, и он готов помочь ему в этом. В 2012 году была опубликована его переписка с японским журналистом Ёдзи Гоми, в которой Ким Чен Нам тоже позволил себе довольно откровенные высказывания (например, утверждал, что его младший брат не имел лидерских способностей) — хотя, повторюсь, называть его последовательным критиком режима и политическим оппонентом брата некорректно.

Загадочная жизнь

Статус и род занятий Ким Чен Нама был неясен, и потому о покойном ходили разного рода слухи: то из него делали диссидента номер один, то воплощение прокитайского лобби или кандидата, которого при определенных обстоятельствах Пекин может поставить во главе КНДР для того, чтобы страна проводила курс, более соответствующий интересам Китая (правда, китайские чиновники и ученые правдоподобность подобных слухов всегда отрицали). Нередко эти домыслы дополнялись историями вроде «брат хотел убить брата, но китайская госбезопасность это пресекла». В рамках демонизации Ким Чен Ына такие вбросы всплывали с периодичностью раз в полтора-два года. Их авторами были южнокорейские или западные СМИ, специализирующиеся на антисеверокорейских утках и ссылающиеся на «анонимные, но хорошо осведомленные источники». Например, в 2012 году арестованный разведкой Южной Кореи «северокорейский агент» из числа перебежчиков заявил, что должен был организовать дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого Ким Чен Нам погиб бы. Согласно другим предположениям, Ким Чен Нам был, наоборот, человеком, который держал черную кассу северокорейского режима: у любой тирании должно быть свое «золото партии», и если о нем неизвестно — значит, оно просто хорошо спрятано, и кому как не старшему брату диктатора его хранить.

Загадочная смерть

И вот Ким Чен Нам все же погиб, причем обстоятельства его смерти серьезно варьируются. Агентство «Ёнхап», которое сделало новость достоянием широкой гласности, сослалось на телеканал «Чосон-ТВ», которому эту информацию будто бы передал очередной «источник в правительстве». В версии этого канала, тесно связанного с южнокорейской консервативной газетой «Чосон Ильбо» (и являющегося локальным чемпионом по неподтвердившимся антисеверокорейским вбросам), Кима ликвидировали две женщины-убийцы, которые укололи его отравленными иглами, после чего благополучно уехали на такси. Подобная осведомленность о деталях убийства чрезвычайно любопытна — при том что малайзийская полиция тогда даже не была готова подтвердить факт смерти Ким Чон Нама: в региональных новостях сообщалось лишь, что некий северокореец по фамилии Ким, ожидающий рейса в Макао, почувствовал себя плохо и скончался по дороге в больницу. В медпункте аэропорта он пожаловался на головную боль и почти терял сознание. Глава охраны аэропорта подтвердил эту информацию прессе. Со временем всплыли дополнительные детали: выяснилось, что у погибшего при себе были документы на имя некоего Ким Чхоля, поэтому идентифицировать Ким Чен Нама смогли не сразу. Обстоятельства покушения продолжают разниться. По версии полицейского начальства, какая-то женщина обхватила Кима сзади и то ли брызнула ему чем-то в глаза, то ли набросила ему на голову платок, пропитанный ядовитой жидкостью. После этого Ким пожаловался на жжение в глазах, ему оказали помощь на месте, а затем отправили в госпиталь Путраджайя, и по пути туда он скончался. Но ни о каких отравленных иглах речи не было. Так или иначе, патологоанатомическая экспертиза не установила причину смерти, хотя надо отметить, что ядов, способных дать столь быстрый эффект, не так много. Кроме того, у жертвы не было замечено ожогов глаз, лица или тела. 14 февраля руководитель криминального департамента местной полиции Мухаммад Салех заявил, что подтверждений версии убийства пока нет, полиция расследует дело о внезапной смерти. В качестве причины гибели рассматривается сердечный приступ.

Кто виноват

Не дожидаясь результатов судмедэкспертизы и тем более следствия, южнокорейские, а вслед за ними и западные СМИ благополучно нашли виноватого: конечно же, это дело рук Ким Чен Ына, который подобным образом пытается укрепить политическое лидерство. Южнокорейские эксперты заговорили о том, что политическое убийство не могло случиться без прямого указания Ким Чен Ына и было совершено как напоминание о том, что даже члены правящей семьи не являются исключением и могут стать жертвой террористического режима: «Северокорейский лидер убрал последнего, кто мог открыто бросить ему вызов», «Пхеньянской элите послан сигнал, что даже самые близкие люди не застрахованы от царственного гнева». Некоторые даже объявили, что Ким Чен Нама убили из-за того, что он хотел попросить политического убежища, а очередной анонимный перебежчик из КНДР сообщил, что это произошло потому, что Ким Чен Нам не подчинился приказу брата вернуться в КНДР и там остаться. Надо, однако, отметить, что целенаправленной охоты за диссидентами Северная Корея на самом деле не вела. Громкие истории о покушениях, в которых фигурировали арестованные в Южной Корее перебежчики, неизменно заканчивались нехваткой доказательств. Но в антисеверокорейской пропаганде действия руководителя КНДР напоминают логику отрицательного героя из индийского фильма, совершающего злодейства исключительно ради развития сюжета. Повторимся: старший брат Ким Чен Ына никогда не выступал с серьезной критикой режима и подчеркивал, что является частным лицом. Но разве это имеет значение? Пока официальные органы Республики Корея, включая Национальную службу разведки, не подтвердили достоверность северокорейского следа, хотя на всякий случай усилили охрану перебежчиков, а Соединенные Штаты не высказали твердое убеждение в том, что Ким Чен Нама убили северокорейские агенты (впрочем, официальных заявлений по этому поводу пока не было). Исполняющий обязанности президента РК Хван Гё Ан был проинформирован об инциденте, после чего заявил: если выяснится, что убийство совершено по инициативе северокорейских властей, это будет очередным доказательством жестокости и античеловечности режима. Если информация о северокорейском следе подтвердится, это будет еще более резонансный факт, чем смещение и ликвидация Чан Сон Тхэка (дяди Ким Чен Ына).

Конспирологические версии

В первой версии Ким оказался «сакральной жертвой», а операцию спланировала южнокорейская разведка. Неслучайно консервативный канал рассказал об этом задолго до того, как стали известны ключевые детали, отчего невольно получилось как в известном анекдоте о соболезновании, которое было прислано за полчаса до аварии. Цель проста — подтолкнуть мировое сообщество к силовому решению северокорейской проблемы. Образ страны, правитель которой убил собственного брата, — прекрасная иллюстрация того, почему с таким режимом невозможны никакие договоренности и никакие меры взаимодействия, кроме силовых. Очень вовремя, если учесть, какие дискуссии ведутся по этому поводу в Вашингтоне. Иной вариант той же версии — ответить на недавний запуск ракеты и показать Ким Чен Ыну: добрались до брата, доберемся и до тебя. Даром, что ли, не так давно РК анонсировала создание особой группы спецназа для его ликвидации! Вторая версия предполагает, что, поскольку Ким Чен Нам отвечал за финансы семьи, именно он знал, где хранятся северокорейские миллиарды, при помощи которых режим благополучно обходит все наложенные на него санкции. Найдя способ отрезать КНДР от главного источника валюты, те или иные силы ликвидировали единственного человека, который знал, где хранится ключ от квартиры, где деньги лежат. Третья версия выдвигает на первый план личные мотивы. Речь может идти не только о брошенной любовнице, но и, допустим, об отважной мстительнице, которая, подобно прочим корейским «ыйса» (термин условно можно перевести как «борец за справедливость», обычно «ыйса» действует методами индивидуального террора), решила совершить террористический акт против того представителя ненавистной семьи Ким, до которого могла дотянуться. А была ли она перебежчицей или адептом радикальной протестантской секты — можно досочинить потом. Так или иначе, громкое политическое убийство обостряет региональную напряженность и привлекает внимание к северокорейскому режиму. Хочется надеяться, что власти Малайзии проведут серьезное расследование убийства (если это было убийство), но законы пропаганды, к несчастью, таковы, что интерпретация оказывается важнее факта. Каждая сторона получит свою правду, и антисеверокорейская пропаганда в любом случае повесит на Пхеньян новое преступление. Константин Асмолов, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН