Германия высылает беженцев
Правительство ФРГ предлагает беженцам, добровольно согласившимся покинуть Германию, пособие в размере €1200. Мигранты, уже получившие отказ в убежище, смогут рассчитывать на €800, если сами покинут страну. Эксперты говорят о неэффективности таких мер — пособие даже не окупит дорожные затраты прибывающих в Германию мигрантов.
Долгий путь домой
Правительство ФРГ запускает новую программу для мигрантов «Начальная помощь плюс», на реализацию которой кабмин направит в 2017 году €40 млн. Эти средства будут выдаваться в виде единовременного пособия беженцам, добровольно согласившимся покинуть Германию. Программа начала действовать 1 февраля, она распространяется на беженцев из 45 стран. По замыслу авторов программы, если мигрант согласится покинуть Германию, не дожидаясь судебного решения о присвоении ему статуса беженца, он может рассчитывать на выплату в €1200. Но даже те иностранцы, которые получили судебный отказ в убежище на территории ФРГ, всё равно смогут получить €800 в качестве пособия — для этого мигрант должен отказаться от подачи апелляции и сразу выехать из страны. На финансовую поддержку могут рассчитывать иностранные граждане старше 12 лет, половину денег они получат в момент выезда из Германии, а остальную часть — после того, как проживут на своей родине не менее шести месяцев. Эти меры принимаются в дополнение к «Реинтеграционной эмиграционной программе для беженцев в Германии», в рамках которой мигрантам оплачиваются дорожные расходы при отъезде из Германии (€200 на взрослого человека и €100 на ребёнка), а также выдаётся до €500 в качестве единовременного пособия. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ, с 2010 по 2015 год число мигрантов в стране возросло в шесть раз. Если в 2010 году за статусом беженца в государственные органы ФРГ обратилось лишь 130 тысяч переселенцев, то в 2015 году численность просителей составила уже 975 тысяч человек. В статистике не учитываются те мигранты, которые уже получили официальный статус вынужденного переселенца и живут в Германии. Большинство приезжих — мужчины (67%), немало и детей, их численность достигает 30%. Подавляющее большинство беженцев прибывает из Сирии, Афганистана и Ирака, часть — с Балканского полуострова и Африки. Миграционный кризис вынудил Берлин пойти на ужесточение миграционного законодательства. В сентябре 2015 года правительством ФРГ был одобрены поправки, расширяющие перечень «безопасных» стран и сокращающие сроки рассмотрения заявок на получение статуса вынужденного переселенца. Кроме того, закон сократил денежные выплаты некоторым группам мигрантов, компенсировав это урезание социальными благами — пищей, медикаментами и т.п. Ускоренной высылке из страны стали подвергаться «экономические» беженцы — люди, приехавшие в Германию за лучшей долей, а не бегущие от войны или политических преследований. В феврале 2016 года правительство внесло в правила размещения мигрантов поправки, согласно которым социальная помощь просителям убежища может предоставляться только по месту регистрации на территории ФРГ. Кроме того, мигранты из «безопасных» стран, таких, как Марокко и Тунис, должны селиться в специальных центрах, а их заявки на предоставление убежища рассматриваются теперь в ускоренном порядке. При этом переселенцы, которым власти Германии разрешили проживать в стране, но отказали в статусе беженца, могут пригласить своих родственников только через два года проживания на германской территории. Эти меры возымели действие. По данным министерства внутренних дел ФРГ, приток мигрантов в страну снизился и составил, по итогам 2016 года, около 280 000 человек, в то время как за 2015 год в Германию въехало 890 000 переселенцев. Однако и обратного оттока мигрантов из Германии не наблюдается: напротив, резко возросло количество подаваемых заявлений на предоставление статуса беженца. В прошлом году было подано 745 545 таких обращений, в 2015-м — 476 676.
Северный рай
В среднем на одного мигранта ФРГ тратит €12—20 тыс. в год из бюджета. Опираясь на эту статистику, министерство финансов рассчитало, что в период 2016—2020 издержки федеральной казны, связанные с миграцией, составят чуть менее €100 млрд. И это ещё без учета трат региональных бюджетов. Большую часть содержания мигранты получают в виде «натуральной» помощи — им предоставляется жильё на время ожидания судебного решения, пища, медицинская помощь и т.п. Денег на руки выдается совсем немного, лишь на мелкие расходы. Однако и предлагаемую в рамках программы «Начальная помощь плюс» сумму в €1200 сложно назвать большой, учитывая, что мигранты потратили немалые средства, чтобы просто добраться до Германии. К примеру, расценки нелегальных перевозчиков, доставляющих беженцев на средиземноморское побережье Европы, составляют от $800 до $2500 за одного человека. Директор Центра Европейской информации, доцент МГИМО МИД РФ Николай Топорнин считает, что у многих беженцев может просто не остаться другого выбора, кроме как согласиться на «выездное пособие». «Не все беженцы бегут от ужасов войны, среди них много «экономических» — и это часто не самые бедные люди, — отметил эксперт в интервью RT. — Когда они убеждаются в том, что их не ждут более выгодные условия в Германии, их энтузиазм резко падает. Раньше суммы ежемесячных пособий были очень приличными — €500-700, давали социальное жильё, соцстраховку, но все это было до кризиса. Но в последнее время мигрантам практически не дают наличных денег, по разным данным они получают на руки около €50-100». Противоположной точки зрения придерживается заведующая сектором экономико-демографических проблем занятости и миграции рабочей силы экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских. «Только небольшое число беженцев согласится покинуть Германию, получив такую относительно небольшую материальную выгоду. Большая часть соискателей, скорее всего, будет всё же ожидать благоприятного разрешения судьбы своих заявок. К тому же, если не будет создан специальный механизм препровождения беженцев до границы, будет довольно сложно проконтролировать их выезд из страны. Миграция носит слишком массовое явление, чтобы власти могли препроводить за границу каждого беженца», — рассказала эксперт в беседе с RT. Чудиновских считает, что та выгода, которую могут получить мигранты в том случае, если им всё же будет предоставлен статус беженца, многократно превышает выгоду от получения этого сравнительно небольшого «выездного» пособия, которое им предлагает правительство. Большая часть мигрантов — молодые мужчины без семей, которые едут в Европу с какими-то определенными целями, вряд ли от них получится откупиться такой суммой. «Если речь идет о том, что эти люди планировали получать пособия и жить в Германии в течение длительного времени, то им выгоднее не забирать свои заявления в надежде на то, что они все же получат статус и останутся в Германии навсегда», — добавила она.
Политика закрытых дверей
Практика выплат компенсации мигрантам за отказ от попыток получить статус беженца давно существует в Австралии, там это пособие называется «пакетом на возвращение». С одной стороны, тактику австралийских властей действительно можно назвать весьма эффективной — уровень нелегальной миграции сведен почти к нулю, а легальная удерживается в небольших пределах. Но при этом и «пособие на выезд» составляет там не €1200, а около €10 000, конкретный размер выплат зависит от того, из какой страны прибыл беженец. Кроме того, австралийские власти дополнительно «стимулируют» обратный отток мигрантов, создавая для них практически невыносимые условия. Все претенденты на получение статуса беженца насильно направляются в лагеря на островах Науру и Манус. Правозащитники неоднократно критиковали Канберру за бесчеловечные условия в этих лагерях, с резкой критикой выступал ранее и специальный докладчик ООН по правам мигрантов Франсуа Крепо. Он назвал условия содержания в лагерях «жестокими, бесчеловечными и унизительными». Впрочем, говорить о том, что Берлин в обозримом будущем возьмёт на вооружение австралийские методы, рано. «Это будет зависеть от политического контекста, и от того, как себя поведет население Германии, насколько активно оно будет выражать свой протест и таким образом оказывать давление на решения, принимаемые властями», — считает Ольга Чудиновских. Очевидно, что миграционный вопрос является сегодня наиболее важным для германского общества, и позиция политических партий по этой проблематике во многом определит исход выборов в Бундестаг, которые состоятся в этом году. Ранее большого успеха смогла добиться партия «Альтернатива для Германии», антимиграционная риторика которой позволила ей в некоторых землях обойти даже Социал-демократическую партию Германии на муниципальных выборах 2016 года. Сейчас «Альтернатива» уже вышла на третье место по популярности. «Это вынудило Меркель начать закручивать гайки в миграционной сфере, не всегда при помощи специальных законов, часто просто это были просто директивы по линии МВД и Минюста. Сейчас политики «открытых дверей» в Германии уже не существует. Меркель, конечно, не действует как Трамп, но пытается мягкими демократическими методами решить миграционную проблему», — резюмирует Николай Топорнин.