Ещё

F-35 упал в цене 

F-35 упал в цене
Фото: Amir Cohen/Reuters
Lockheed Martin снизит стоимость истребителей пятого поколения F-35 до $85 млн уже в 2019 году, в 11-й партии, которая должна будет достигнуть 200 единиц. В декабре избранный президент раскритиковал программу создания новейшего боевого самолета из-за ее стоимости, обрушив капитализацию сразу нескольких компаний оборонного сектора. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты констатируют, что по мере удешевления самолет становится недосягаем для перспективных конкурентов из  и .
Многофункциональные истребители пятого поколения F-35 десятой партии впервые станут дешевле $100 млн за самолет. Уже в 2019 году Lockheed Martin снизит стоимость машин до $85 млн, заявила генеральный директор компании . При этом и производитель, и  призывают не связывать предполагаемое уменьшение цены F-35 c критикой в адрес программы со стороны нового президента США Дональда Трампа, пишет военно-аналитическое издание Defense News.
Трамп не раз нелестно отзывался о F-35 начиная с декабря 2016 года. Глава американского государства неоднократно заявлял, что цена самолета «неконтролируемая», и призывал при этом к альтернативе в виде палубного истребителя-бомбардировщика и штурмовика F/A-18E/F Super Hornet.
Заявление президента тогда обрушило стоимость акций Lockheed Martin сразу на 4,2%. В первый же час после высказывания капитализация компании упала на $2 млрд Снизились также акции еще нескольких подрядчиков оборонного сектора — Northrop Grumman — на 4,5% и BAE Systems — на 2,4%.
Генеральный директор Lockheed Мэрилин Хьюсон после этого несколько раз встречалась с Трампом. «Наши встречи были очень продуктивными. Это был очень хороший диалог. Президент задавал превосходные вопросы, и он действительно заинтересован в снижении затрат на программу F-35», — объясняла Хьюсон.
В таком же ключе выступал и новый министр обороны США . Перед своим утверждением на должность главы Пентагона Мэттис сказал сенаторам, что Трамп «никоим образом не показал отсутствие поддержки программы», но хочет, чтобы Lockheed снизил цену.
После встречи с президентом Дональдом Трампом, которая состоялась 13 января, Мэрилин Хьюсон заявила, что министерство обороны США и Lockheed «очень близки» к соглашению по цене за десятую партию истребителей F-35.
«Цена за самолет в десятой партии будет на 60% меньше, чем в первой», — сказала Хьюсон.
По словам генерального директора Lockheed, если в девятой партии было 57 машин, то в десятой их будет около 90.
Генерал-лейтенант Кристофер Богдан, курирующий в Пентагоне программу разработки и эксплуатации F-35, заявил в конце 2016 года, что цена за один новейший истребитель по сравнению с девятой партией упадет приблизительно на 6%. Кроме того, Lockheed надеется в 2017 году завершить переговоры по контракту на одиннадцатую партию. Если заказы на истребитель увеличатся до 200 самолетов, как и запланировано, компания в 2019 году предложит F-35A уже по цене $85 млн за штуку.
F-35 способен уничтожить перспективные российские и китайские истребители пятого поколения в воздушном бою, уверенно заявляют производители и чиновники Пентагона.
«Пока я не видел ничего даже отдаленно похожего на действия F-35 на поле боя, что заставило бы меня предполагать, что где-то есть любой другой самолет, способный на равных бросить вызов «Молнии». Я чувствую себя абсолютно уверенным в успешных действиях F-35 в любой боевой обстановке», — рассказывал в январе изданию Warrior подполковник Мэтт Хайден, руководитель службы безопасности 56-го истребительного авиационного крыла с авиабазы Люк, Аризона. Его мнение разделяют и несколько других американских пилотов F-35.
При этом Хайден подчеркнул, что лично не знает в полном объеме летно-технические характеристики российского и китайского самолета. Эксперты не верят в J-20 В России построено около шести прототипов T-50 ПАК ФА. Китай находится в подготовке производства J-20, выполненного по технологии «стелс». Эта машина, названная «Чэнду» в честь китайского города, совершила свой первый полет в 2011 году. Как ожидается, истребитель будет готов к эксплуатации в 2018 году.
В доступных источниках утверждается, что J-20 — тяжелый многофункциональный истребитель с малой радиолокационной заметностью, как и в американских F-22 и F-35. Хотя пока очень мало известно о действительном предназначении J-20, самолет может быть использован в качестве истребителя-перехватчика дальнего действия и ударов по наземным объектам высокоточными средствами поражения.
С точки зрения размещения авиационных средств поражения на китайском J-20 он имеет некоторое сходство с предыдущим американским истребителем пятого поколения F-22: внутренние отсеки для установки ракет маневренного воздушного боя класса «воздух-воздух», ракет большого радиуса действия и других высокоточных средств поражения.
Самолет предполагается оснастить управляемой ракетой с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Это оружие, по некоторым оценкам, находится примерно в том же классе, как управляемая ракета Meteor разработки европейского концерна MBDA.
По мнению американского военного обозревателя Криса Осборна, бортовые датчики китайского самолета включают электронно-оптическую систему целеуказания (EOTS) и бортовой радиолокатор типа AESA (активная фазированная антенная решетка, АФАР), разработанный в Нанкинском научно-исследовательском институте электронных технологий (NRIET, 14-й институт). Ромбовидные окна вокруг фюзеляжа истребителя предполагают, что на боевой машине установлена инфракрасная система видения.
В кабине J-20 располагаются три больших цветных дисплея плюс другие маленькие экраны и голографический широкоугольный дисплей. Кроме того, здесь же находится модернизированный канал передачи данных. Выдвижная штанга для дозаправки топливом в полете расположена на правом борту передней части фюзеляжа.
Большая часть бортового радиоэлектронного оборудования истребителя была проверена CFTE (китайское учреждение летных испытаний) на борту модифицированного Tу-204C почти таким же способом, как системы F-22 были испытаны на борту 757.
Однако опрошенные «Газетой.Ru» специалисты авиационной отрасли скорее согласны с выводами американских пилотов о превосходстве F-35. По словам собеседников, у них есть большие сомнения в наличии на борту J-20 заявленного китайской стороной радиоэлектронного оборудования. К примеру, недавно КНР закупила истребители Су-35, несмотря на то что на них были установлены РЛС с пассивной ФАР. Косвенно это свидетельствует, что работоспособной АФАР у Китая сейчас нет.
Сомневаются многие специалисты и в наличии на J-20 электронно-оптической системы целеуказания. «Такие системы далеко не каждая западная страна „поднимет“, — выразился один из собеседников „Газеты.Ru“, и вряд ли сегодня Китаю это по силам.
»Критика Т-50 — неоправданна»
Что касается российского истребителя ПАК ФА T-50, также выполненного по технологии «стелс», в многочисленных докладах и аналитических материалах западных авиаэкспертов отмечается, что самолет имеет многочисленные технологические проблемы.
«Российская промышленность последовательно упоминала истребитель T-50 ПАК ФА как самолет пятого поколения, но осторожный взгляд на программу показывает, что это «только номинальное» обозначение», — уверяло издание Business Insider.
На борту самолета отсутствуют эволюционные технологии по сравнению с машинами предыдущих поколений, которые ранее создавались в России, уверены западные эксперты.
обращает внимание, что двигатели ПАК ФА те же, что и на борту российского истребителя поколения «4 + +» типа Су-35С. Кроме того, ПАК ФА и Су-35С объединяют многие из бортовых систем. И даже в том случае, когда системы ПАК ФА отличаются от Су-35С, Т-50 все еще очень далеко до истинных стандартов пятого поколения, настаивает американский эксперт.
Критика российского проекта Т-50 за то, что он использует элементы от Су-35, неоправданна, считает в свою очередь заместитель директора .
По словам отечественного специалиста, на модифицированную платформу пока только интегрируются элементы, разрабатываемые для истребителя пятого поколения. Но сравнивать Т-50 с F-35 на данном этапе все-таки некорректно: ПАК ФА сейчас — это F-35 примерно 15 лет назад. Важно, какое соотношение между этими самолетами будет в 2025 году.
Этой же позиции придерживается и главный редактор журнала «Экспорт вооружений» . По словам специалиста, F-35 — серийный самолет. J-20 — предсерийный, причем далеко неясно, насколько это реально, а Т-50 на стадии разработки.
F-35 станет самым массовым
Сторонники F-35 утверждают, что передовые компьютерные технологии и бортовые датчики самолета позволят ему обнаружить и уничтожить вражеские истребители на гораздо больших дальностях, чем все известные самолеты. Уничтожение противника будет происходить прежде, чем он сможет обнаружить F-35.
Несколько лет назад теоретик ВВС США полковник ввел в оборот термин «Петля OODA» («observe» — обнаружение, «orient» — ориентация, «decide» — решение, «act» — действие). Процесс должен завершиться максимально быстро, необходимо проникнуть в цикл решения врага и уничтожить его прежде, чем противник сможет предпринять какие-либо осмысленные действия.
Новейшие технологии позволяют F-35 завершить «Петлю OODA» намного быстрее, чем любые потенциальные противники, уверены его разработчики.
В помощь F-35 у США есть глобальная информационная поддержка, спутниковая навигация, связь, базирование на всех возможных театрах военных действий, с возможностью заправки топливом, очень мощная поддержка самолетами специального назначения — дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления, разведки всех типов и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Но если в локальных конфликтах применение такой сетецентрической боевой системы сулит явные преимущества, то в войне с применением ядерного оружия они не так очевидны. Если будет подавлена инфраструктура, то лучше в подобной ситуации проявят себя самолеты, предназначенные для автономных действий.
Тем не менее, по словам Макиенко, основная критика F-35 всегда была связана отнюдь не с технологиями, которые, возможно, лучшие в мире, а как раз со стоимостью проекта. «Ведь изначально амбиции США заключались именно в том, чтобы создать легкий истребитель 5-го поколения: а) дешевый и б) межвидовой», — напоминает эксперт.
По мнению специалиста, при цене F-35 более $100 млн за штуку и стоимости летного часа $35 тыс. назвать самолет дешевым не получается. «И его унификация между вариантами для разных видов вооруженных сил тоже не очень удалась», — констатировал собеседник, напомнив о создании в итоге разных модификаций машины. Постепенное же снижение цены F-35 приближает его к изначально заданному образу.
«Нравится нам это или нет, но F-35 станет самым массовым в мире истребителем пятого поколения, и коммерческий успех этой боевой машины ни Россия, ни Китай, по всей видимости, повторить не смогут», — констатирует Фролов.
Подпольный миллионер запугивает новоселов
Комментарии18
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео