Войти в почту

Об этом чиновник рассказал в беседе с постоянным представителем Международного валютного фонда Жеромом Ваше, пишет украинский еженедельник «2000». «Если эта схема будет принята, то дефицит Пенсионного фонда исчезнет в 2024 г. Эта система социально справедлива, потому что и для президента, и для простого рабочего устанавливается одинаковый подход начисления пенсий, — отметил чиновник. — Мы осознаем, что из-за принятия этого закона шок у наших сограждан может быть таким же, как и после повышения тарифов. Но это вынужденный и необходимый шаг», — говорится в сообщении министра социальной политики Андрея Ревы, опубликованном 16 января на сайте Кабинета Министров, но позже новость удалили, передает Корреспондент. О чем же идет речь, насколько можно это понять из сообщений Минсоцполитики. Во-первых, о повышении пенсионного возраста. Начиная с середины текущего года, он должен расти на 4 месяца в год для мужчин, пока не достигнет 63 лет. И так в течение следующих десяти лет. Женщинам также будут поднимать возраст выхода на пенсию. Но с 2021 г. программа повышения их пенсионного возраста с 55 лет достигнет отметки в 60 лет. С 2022 г. срок их выхода на пенсию будут поднимать на полгода и в том же 2027 г. рубеж достигнет 63 года. Но, нужно признать, тема повышения пенсионного возраста настолько не нова и фактически реализуется (для женщин) еще со времен прежней власти, что, пожалуй, никакого «шока» для населения тут нет. С тем, что оно неизбежно, граждане уже свыклись, хотя не далее, как в октябре минувшего года тот министр Рева успокаивал: «Принимая во внимание весь шум, который поднимается, я хочу еще раз четко заявить: на сегодня ни в Меморандуме с МВФ, ни в правительстве не говорят о повышении пенсионного возраста. Я в переговорах с МВФ с 2005 года. И могу сказать, что на всех переговорах этот вопрос стоял, но мы ни в 2005, ни в 2008 не повышали пенсионный возраст. Единственные, кто это сделал — это Янукович и Азаров, в 2011 году». Розенко (вице-премьер — «СП») подчеркнул, что позиция правительства принципиальная: сейчас повышение пенсионного возраста нецелесообразно. «Этот вопрос можно рассматривать только в перспективе: после того, когда повысим уровень и качество жизни украинцев, а главное — когда повысится продолжительность жизни». И вот, всего за три месяца, нужно понимать, вышеуказанные показатели настолько выросли, что можно не только пенсионный возраст поднимать, но и вводить еще более «любопытные» нововведения, касающиеся самого начисления пенсий. Общеизвестно, что на её размер влияют два фактора — длительность трудового стажа и размер заработка во время предшествующей трудовой деятельности. Ныне, чтобы претендовать на пенсию, гражданин должен иметь минимальный страховой стаж — 15 лет. Если же у гражданина полный трудовой стаж (для женщин он составляет 30 лет, для мужчин — 35 лет), то этого достаточно для установления минимального размера пенсии на уровне прожиточного минимума, если для этого не хватает заработков, которые человек получал с 2000 г. Теперь же, как можно понять заявления министра, все будет по-другому. Понятия «полный трудовой стаж» и «страховой стаж» будут разделены, под последним будет пониматься только стаж, начиная с 2000 г., когда в стране началось внедрение системы пенсионного страхования и на каждого гражданина было заведено отдельное «пенсионное дело». По планам министерства, с 1 января 2018 для получения пенсии необходимо иметь минимальный «новый» страховой стаж на уровне 16 лет (при общем страховом стаже не менее 25 лет) с постепенным его повышением в год до тех пор, пока он не достигнет 35 лет в 2036 г. Т.е. начиная со следующего года, из вошедших в пенсионный возраст получать пенсию будут только те, кто начиная с 2000 г. официально отработал не менее 16 лет, т.е. суммарная пауза в официальном трудоустройстве не должна превышать 2 лет. Этот «лимит» будет сохраняться и для тех, кто уйдет на пенсию позднее. Т.е. украинцам 1973 года рождения, чтобы выйти на пенсию в 2036 г. (по достижении 63 лет) нужно будет официально отработать не менее 35 лет, начиная с 2000 г. Лишь более молодые, как можно понять, почувствуют некоторое «послабление». Особо отмечу, что просто записи в трудовой книжке недостаточно, в зачет идет только тот период, за который перечислялись страховые взносы (а их оплата должна производится помесячно). Если человек, к примеру, был отправлен в принудительный отпуск за свой счет (более чем обычная ситуация) или работодатель просто не произвел соответствующие выплаты (к примеру, в случае банкротства), то этот период в «зачет» не идет. А многие ведь даже не знают, осуществлялись ли за них соцвыплаты работодателем. Много ли граждан могут при таких раскладах претендовать на пенсию, ведь сам Рева признал, что сейчас на Украине из 26 млн трудоспособных граждан взносы платят только 10 млн человек. Причем, оказывается, власть «по доброте своей», даже идет на «послабления»: «Если раньше предлагалось на момент выхода на пенсию, — за время „ч“ было взято 1 января 2021 года — обязательным требованием получения пенсии потенциальный пенсионер на эту дату должен иметь не меньше 20 лет страхового стажа, при этом общего — 30 лет, тогда только 8% украинцев могли бы претендовать на пенсию. Сейчас речь идет о том, чтобы снизить эту страховую цифру до 15 лет, но на момент 1 января 2018 года, и тогда уже 30% граждан смогут претендовать на государственное пенсионное обеспечение». Честно говоря, я так и не понял, за счет чего число «счастливых» граждан увеличится сразу с 8% до 30, ведь допустимый «прогул» за период начиная с 2000 г. увеличился всего на год, зато «экономия» правительства от приближения «время „ч“», после которого подавляющее большинство украинцев окажутся без пенсий, очевидна. Но намерения, как водится, «благие». «Должен выполняться контракт поколений. Я работаю — плачу взносы, мои дети работают — платят взносы. Нынешние пенсионеры свой контракт выполнили, а те, кто сегодня работают, выполняют его (контракт) лишь на 40%» Только вот как быть с теми, кто достигнет пенсионного возраста через год-два-три? Они, в массе своей, трудовою деятельность начали в конце 70-х и теперь их заработанный стаж до 2000 г. попросту выкинут, на назначение им пенсии он практически никак не влияет. И их ли вина, если в последующий период им пришлось работать за рубежом или без официального оформления, тем паче, в ситуациях, когда работодатель просто не платил в Пенсионный фонд? Рева отметил, что новые порядки вводятся для того, чтобы «все молодые начали платить взносы, а старшие начали приводить в порядок свою страховую пенсионную картину с оплатой единого социального взноса» Опять-таки, весьма благое и вроде бы справедливое пожелание, но как быть «старшим» которые на данный момент имеют меньше 16 лет страхового стажа? Им менять что-либо поздно, останется только «дорабатывать» недостающий стаж уже после достижения пенсионного возраста (если хватит сил и здоровья). Что же касается «молодых», то многие ли из них согласятся поменять относительно достойный заработок за пределами Украины на мизерную зарплату внутри её (если еще найдут себе место) ради гипотетической пенсии через пару или более десятков лет; тем более, добровольно вносить социальные взносы? Ведь доверия этому государству нет никакого. Сегодня у людей (будем называть вещи своими именами) украли весь их стаж до 2000 г., а также гарантированные в свое время различные льготы, и кто может гарантировать, через энное время «они» не придумают что-нибудь еще? Ведь и в ныне планируемой реформе есть «хитрый» нюанс. Как водится, все наши реформы объясняются переходом на западные стандарты, но, практически во всех западных системах пенсионного страхования ключевым моментом в определении размера пенсии является суммарный размер пенсионных взносов, а стаж играет сугубо второстепенную, а то и вовсе никакую роль. Т.е. на трудовую пенсию имеет право и человек, отработавшему совсем непродолжительное время — но соответственно и размер будет «символическим». В планируемой же украинским правительством системе во главу угла поставлен страховой стаж. Т.е. человек может в течении 10−15 лет после 2000 г. получать очень высокую официальную зарплату, с которой делались все положенные отчисления, но года три отработал по контракту за рубежом, — все, трудовая пенсия ему не положена вообще! И напомню, что вплоть до 2036 г. увеличения длительности допустимого «прогула» не предусмотрено. Справедливо ли это, добавляет ли стимулов думать о своем пенсионном будущем — ответ очевиден. Как и то, что власти не нужно, чтобы граждане заботились о своей пенсии, нужно как можно больше их оставить без пенсии. Звучит жестко, но если называть вещи своими именами, то дело обстоит именно так. От редакции. Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

Пенсия? Забудьте!
© ТАСС