Войти в почту

Смотрящие сменили лидера

Входящий в ВГТРК телеканал «Россия 1» по итогам 2016 года впервые за свою историю вышел на первое место по аудитории в стране, сместив с первой строчки лидера — «Первый канал». «Россию 1» в среднем смотрели 13,6% телезрителей старше 18 лет, «Первый» — 13,3%. При этом именно «Первый» показал девять из десяти самых популярных телепередач года, но уступил «России 1» по аудитории утреннего шоу, а также общественно-политических и итоговых передач. На «Первом», как и прежде, оценкам телеизмерителя не доверяют. Телеканал «Россия 1» впервые стал самым популярным в стране, свидетельствуют данные Mediascope (бывшая TNS Russia) по итогам 2016 года. Среднегодовая доля «России 1» выросла с 13,4% до 13,6%, тогда как доля «Первого канала» упала с 14,3% до 13,3% (здесь и далее — среди зрителей старше 18 лет по городам России с населением от 100 тыс. жителей). По аудитории старше четырех лет «Россия 1» также вышла на первое место с долей 12,9%, «Первый канал» закончил год с 12,7%. Эти данные “Ъ” предоставили в ВГТРК, их подлинность подтвердил независимый источник на телерынке. «Первый канал» до сих пор уступал лидерство по доле аудитории по итогам года лишь однажды. В 2012-м его обошел НТВ (входит в «Газпром-медиа»), который тогда смотрели 14,7% телезрителей против 14,3% у «Первого». «Первый» в ответ начал усиленно инвестировать в контент и вернул лидерство через год. «Россия 1» до этого максимально приближалась к «Первому» 11 лет назад, по 2005 году уступив ему 0,1 процентного пункта. В целом крупнейшие федеральные каналы в последние годы теряют зрителей в пользу менее крупных и тематических вещателей. Если пять лет назад «большая тройка» («Первый», «Россия 1» и НТВ) собирала почти половину аудитории в стране, то по итогам 2016-го — около 36%. В 2015-м аудиторию снижали все каналы «тройки», в 2016-м — только два: кроме «Первого» доля сократилась у НТВ — с 10,7% до 9,8%. С точки зрения бизнеса для каналов более важна доля целевой аудитории, по которой продается реклама. У «Первого» в его целевой аудитории среди зрителей 14–59 лет доля снизилась с 12,6% до 11,6%; у «России 1» среди зрителей старше 25 лет — выросла до 14% против 13,8% годом ранее. Программный директор «России 1» Александр Нечаев объясняет увеличение доли несколькими причинами, включая рост аудитории региональных новостей, обновление дискуссионных шоу прайма будней, запуск и обновление шоу выходных, обновление кинопоказа и сохранение лидерства утреннего шоу. Канал также усилил сериальный прайм будней — «наиболее существенную и репутационно важную зону конкуренции между каналами», говорит господин Нечаев. В топ-10 сериалов года вошли «София», «Тайны следствия-16» и «Челночницы» от «России 1», остальные семь позиций, включая первые три, занял «Первый канал». «Мы не доверяли данным TNS раньше, и в 2016 году не произошло ничего такого, чтобы мы начали относиться к ним с большим доверием. Эти данные хороши для пиара, но ничего не говорят о реальном телесмотрении в стране»,— заявил “Ъ” представитель «Первого канала». По его словам, телеканал ожидает «реформирования неактуальной и недостоверной системы исследований». При этом он обращает внимание, что «даже TNS» подтверждает лидерство проектов «Первого канала», подчеркивая, что говорить в этой ситуации про десятые доли процента «просто смешно». Действительно, среди топ-10 всех телевизионных эфиров года «Первый канал» занял сразу девять строчек. Лидируют новогоднее обращение президента с рейтингом 13,7% (среднее количество человек, смотревших программу, в процентах от всей аудитории), военный парад 9 Мая с 12,1%, выпуск новостей сразу после него с 11,9% и шоу талантов «Лучше всех!» с 10,8%. Единственный проект «России 1» в топ-10 — шоу «Удивительные люди» на пятом месте с рейтингом 10,5%. Проекты «Первого» лидировали также среди праймовых телесериалов («Красная королева», «Лестница в небеса» и «Семейный альбом» в первом полугодии, «Мажор-2» — во втором) и так называемых гранд-шоу, выходящих по пятницам и выходным («Голос. Дети» и КВН в первом полугодии, «Лучше всех!» и взрослый «Голос» — во втором). В свою очередь, на «России 1» выходили наиболее рейтинговые в стране утреннее шоу и общественно-политические программы по будням («60 минут» и «Вечер с Владимиром Соловьевым»). Кроме того, итоговая аналитическая программа «России 1» «Вести недели» с Дмитрием Киселевым (средний рейтинг 6,3%) уверенно обгоняет воскресное «Время» на «Первом» (5,2%). Анна Афанасьева

У российских телезрителей сменился лидер
© depositphotos.com