Войти в почту

Смертельная «бочка» Ту-154

Перечень вероятных причин крушения Ту-154 Минобороны РФ над Черным морем, в результате которого погибли 92 человека, сузился. Во вторник, 27 декабря, водолазы подняли с 30-метровой глубины кусок хвостовой части самолета. В нем нашли «черный ящик» – самописец, регистрирующий параметры полета и работу систем лайнера. Результаты расшифровки «ящика» военное ведомство пока не обнародовало. Но, как стало известно «Коммерсанту», самописец зарегистрировал отказ системы уборки закрылков, которые при взлете обеспечивают дополнительную подъемную силу на крыльях. По данным издания, такая ситуация хотя и является нештатной, но не считается критической. Так, действия пилотов при невозможности убрать закрылки подробно описаны в руководстве по летной эксплуатации Ту-154, и отрабатываются членами экипажей на тренажерах. Им полагается плавно скомпенсировать возникающий пикирующий момент штурвалом, доложить о неисправности диспетчеру, и возвращаться на аэродром на небольшой скорости. Однако экипаж военно-транспортного Ту-154, утверждает издание, не сумел решить проблему. Более того, своими действиями он усугубил ситуацию. Военные летчики якобы слишком активно потянули штурвалы на себя, одновременно увеличивая режим работы двигателей, чтобы побыстрее набрать высоту. В результате самолет вышел на так называемые закритические углы атаки, потерял скорость и рухнул в море. Эта версия сходится с показаниями очевидца ЧП – сотрудника береговой охраны ФСБ, сравнившего самолет с движущимся на заднем колесе мотоциклом. Впрочем, следствие по-прежнему рассматривает и другие версии крушения Ту-154. Как заявили в Минобороны, «окончательные выводы о причинах авиакатастрофы будут сделаны государственной комиссией после изучения всех возможных факторов». Почему на самом деле разбился самолет? – Отказ системы убирания закрылков не мог стать причиной катастрофы, – уверен генерал-полковник запаса, командующий фронтовой авиацией ВВС России, Герой Советского Союза Николай Антошкин. – Даже с неубранными закрылками можно спокойно вернуться на аэродром и сесть. Закрылки, как и другие средства механизации крыла, выпускаются при взлете и посадке для увеличения подъемной силы на малой скорости. Их отказ – не проблема. Я лично учил летчиков обходиться без закрылков, и спокойно действовать, если их невозможно убрать. На мой взгляд, причина катастрофы другая – сбой в системе топливоподачи. Я считаю, на самолете остановились все три двигателя. «СП»: – Почему же сейчас речь идет о закрылках? – Возможно, экипаж Ту-154 хотел убрать закрылки перед вынужденной посадкой на воду. В этом случае шасси и закрылки должны быть убраны – в условиях, когда тяга двигателя упала, закрылки создают дополнительное лобовое сопротивление, что приводит к опасному падению скорости. Чтобы выяснить истинные причины ЧП, надо учитывать все параметры, которые записывает бортовой самописец, и прежде всего – обороты двигателя. Раз «черный ящик» нашли целым, и есть запись разговора экипажа – эксперты во всем разберутся. Видеоврез (реклама) «СП»: – Почему вы считаете, что все три двигателя остановились, откуда такая информация? – Потому что Ту-154 упал, а он может летать и даже взлетать всего на двух двигателях. Отказ же всех двигателей указывает на проблемы в топливной системе. Образцы керосина, которым заправили борт, уже тщательно проверили – вопросов к топливу нет. Через заливную горловину посторонний предмет тоже попасть не мог: там стоит металлическая сетка-фильтр. Значит, забился топливопровод, причем до распределительного клапана, после которого единая магистраль разветвляется на три – каждая к одному из моторов. Возможно, магистраль закупорила разрушившаяся прокладка, или имела место утечка топлива. Только эта причина представляется мне правдоподобной, но никак не закрылки. Командир борта Роман Волков, летчик первого класса, был опытным пилотом – я с ним только в Сирию летал дважды, и знал его лично. Закрылки для него – это тьфу. Повторюсь, все моменты, связанные с выпуском или невыпуском закрылков парируются экипажем, лишь бы летел самолет. Неслучайно авиационная пословица гласит: была бы тяга – и дверь полетит. А тяга, как известно, создается за счет двигателей. – Если закрылки не убираются – это действительно некритично, но вот несинхронная уборка закрылков создает критическую ситуацию, – считает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. – Закрылки, напомню, находятся на правой и левой частях полукрыла, ближе к фюзеляжу. По моей версии, закрылок на правом полукрыле Ту-154 начал убираться с нужной скоростью, а вот левый закрылок либо немного отстал, либо вообще не убирался. Это привело к созданию крутящего момента по оси движения самолета. Ту-154 старался делать «бочку», а экипаж предотвращал это движение. В обычных ситуациях усилия на штурвале – по крену, по тангажу – составляют 6-8 килограммов, максимум 12 кг. А в ситуациях, в которой оказался Ту-154, эти усилия возрастают до 25-30 кг. Кроме того, на малых скоростях, бывает, эффективности руля направления и элеронов не хватает, чтобы компенсировать рассогласование закрылков. Были бы скорости другие – возможно, исход для Ту-154 тоже был бы другим. С другой стороны, мы еще не знаем информации самописца, который регистрирует параметры полета. Из нее будет видно, мог ли экипаж в принципе предупредить неблагоприятное развитие событий, и что конкретно он делал, чтобы стабилизировать самолет. Действия экипажа также могли привести к усугублению ситуации. «СП»: – Но первичной причиной был сбой техники? – Вина техники однозначна. А падение тяги, кстати, могло быть непроизвольным. Из-за вибраций могли сместиться рукоятки управления двигателями (РУДы), а экипажу было не до контроля их положения. Именно это могло привести к потере тяги и скорости. А экипаж боролся. Именно поэтому он делал правый разворот – Ту-154, напомню, развернулся почти на 100 градусов относительно заданного курса. И здесь надо понимать: если нештатная ситуация единичная, она исправляется летчиками «на раз». А вот когда их несколько, или возникают сопутствующие негативные моменты – могут быть сложности. В данном случае неблагоприятным фактором была ночь. Летчики не видели горизонта, и пилотировали самолет исключительно по приборам. – Я с самого начала говорил, что наиболее вероятная причина крушения – отказ механизации закрылков, – отмечает герой России, летчик-испытатель, почетный президент МАКС Магомед Толбоев. – Либо после взлета экипаж превысил скорость, и механизм закрылка разрушился, либо закрылки убрались несинхронно, и самолет начало разворачивать вправо, и крутануло так, что борт сразу потерял скорость. У нас был подобный случай. Мы мгновенно поставили закрылки на обратный выпуск – и все стало нормально. Но когда вернулись на аэродром и осмотрели самолет, то увидели, что шток закрылка сорван и закрылок завис. Еще чуть-чуть – и мы перевернулись бы «на спину». Мы справились с ситуаций, потому что были профессиональными летчиками-испытателями. А в кабине Ту-154 находился обычный экипаж, возможно, не обученный максимально быстрому реагированию в экстренных ситуациях.

Смертельная «бочка» Ту-154
© ТАСС