Войти в почту

Внимание в воздух

В четверг, 22 декабря, между Россией и Таджикистаном едва не прервалось воздушное сообщение — стороны не могли прийти к соглашению по вопросу о рейсах в столицу республики Душанбе и областной центр — Худжанд. Авиационный конфликт показал, что у Москвы и Душанбе складываются очень странные отношения. Зависящие от России власти республики готовы идти на обострение даже в вопросах военной и экономической безопасности собственной страны. «Лента.ру» разбиралась в том, что за всем этим стоит. В ночь на 22 декабря Минтранс России сообщил, что авиационное сообщение между Россией и Таджикистаном не прервется. Как отметили в ведомстве, власти двух стран согласовали полеты авиакомпании «Ямал» из подмосковного аэропорта Жуковский в Душанбе и Худжанд. Ранее Минтранс России объявил, что с четверга приостанавливает авиасообщение со среднеазиатской республикой. В таджикском Минтрансе ситуацию объяснили так: в Душанбе не назначили второго перевозчика на данном направлении, и Москва сделала это в одностороннем порядке. Чем, по мнению властей республики, нарушила паритет. Российские власти, в свою очередь, считают подобные действия неправомерными. Информации немного, и трудно понять, что все-таки произошло. Однако, зная традиции бюрократии в Таджикистане, одно можно утверждать точно: Душанбе неслучайно затягивал с назначением второго перевозчика. Зачем? Ведь прекращение авиационного сообщения ударило бы именно по Таджикистану. В России этой страной мало интересуются — Таджикистан пока далеко не на первом месте в списке туристических предпочтений россиян. А вот для Душанбе поездки в РФ — вопрос государственной безопасности. По данным местных СМИ, около миллиона граждан республики находятся на заработках в России. И это при общем населении в 8,5 миллиона человек. По оценкам Всемирного банка, на денежные переводы таджикских трудовых мигрантов из РФ приходится более 40 процентов ВВП страны. Трудовая миграция в Россию — это почти половина национальной экономики. Безусловно, далеко не все мигранты попадают в Россию по воздуху. Но очень многие. По соглашению о воздушном сообщении, из Душанбе в Москву летают две таджикские авиакомпании (по семь рейсов в неделю) и одна российская (14 рейсов), рейсы из Худжанда выполняют две таджикские (суммарно семь рейсов в неделю) и российская — семь рейсов, уточняют РИА Новости. Из Куляба и Курган-Тюбе рейсы выполняют только российские перевозчики. Значит, у национальных перевозчиков просто нет возможности обслуживать все востребованные направления. К слову, конфликт с угрозами приостановить авиасообщение у России возник и с другой соседствующей республикой, Казахстаном — из-за того, что Казахстанский национальный перевозчик Air Astana потребовал права бесплатно летать по транссибирским маршрутам в Монголию. Дошло до того, что Астана отказала российскому «Аэрофлоту» в разрешении на полеты в семь городов страны. А российские власти в ответ пригрозили запретить рейсы Air Astana в Москву. Конфликт закончился неожиданно — разрешение на полеты отменила... Монголия, и казахстанской компании пришлось отказаться от рейсов в Улан-Батор. Очевидно, что за любым недопониманием, возникающим в регулировании воздушного сообщения между государствами, стоит попытка одной из сторон получить больше, чем предусматривалось изначально. Вероятно, и Душанбе в быстро разрешившемся конфликте преследовал какую-то свою выгоду. Чего хотели в Таджикистане, скорее всего, останется тайной. Во всех случаях, когда возникали противоречия между Москвой и Душанбе, таджикские власти не сообщали публично о своих претензиях. Некоторые детали переговоров раскрывали лишь раздосадованные представители российской стороны. В 2011 году таджикский суд приговорил Владимира Садовничего и Алексея Руденко — двух пилотов российской авиакомпании (зарегистрированной, впрочем, на Виргинских островах) — к 8,5 годам тюрьмы. Транспортные самолеты Садовничего и Руденко вылетели из Кабула и совершили вынужденную посадку в Курган-Тюбе. В Таджикистане их задержали, обвинив в нарушении границы и контрабанде. Якобы летчики пытались нелегально ввезти в республику старый двигатель от Ан-72. Журналисты тогда выдвинули версию, что осуждение пилотов — месть за вынесенный в 2010 году российским судом приговор Рустаму Хукумову — сыну начальника Таджикской железной дороги Амонулло Хукумова и родственнику президента Таджикистана Эмомали Рахмона. По информации СМИ, брат Рустама Хукумова женат на дочери главы государства. Само собой разумеется, Хукумовы — отец и сын — входят в правящий кулябский клан, к которому принадлежит и Рахмон. Такой уважаемый человек был задержан с несколькими килограммами афганского героина и приговорен к 9,5 годам колонии. Подача апелляции на приговор Хукумову одновременно с началом процесса над Садовничим и Руденко в самом деле могла быть тонким намеком со стороны Душанбе. Неназванный российский дипломат тогда сообщил журналистам, что это не «первый случай шантажа со стороны руководства республик Средней Азии во взаимоотношениях с Москвой». По словам источника, правители постсоветских государств требуют льготных условий для своих родственников, находящихся в России. Правосудие в России и Таджикистане действовало практически синхронно — в ноябре 2011-го летчики попадают под амнистию и освобождаются прямо в зале суда, а уже в январе 2012-го выясняется, что Рустам Хукумов совершенно невиновен. Сын начальника Таджикской железной дороги был признан непричастным к преступлению, которое ему инкриминировали, и оправдан. Но в том же 2012 году в отношениях двух государств вновь возникла напряженность — Таджикистан предложил обсудить условия размещения на своей территории 201-й российской военной базы. Это та самая часть, которая воевала на стороне правительства Таджикистана в гражданской войне 1992-1997 годов. В Душанбе боевые заслуги не приняли во внимание. Запросы таджикской стороны показались российским военным чрезмерными. Содержание закулисных переговоров раскрыл главнокомандующий Сухопутных войск России генерал-полковник Владимир Чиркин. По словам генерала, Душанбе выдвинул около 20 требований, которые в большинстве своем неприемлемы. Чиркин отметил, что Таджикистан хочет сократить сроки пребывания базы и получать плату за ее размещение. «Идет некрасивая восточная торговля, которой пока не видно конца», — так генерал охарактеризовал происходящее. В следующем году стороны все-таки достигли компромисса. Осенью 2013-го Маджлиси намояндагон — нижняя парламента Таджикистана — ратифицировала соглашение о продлении срока пребывания российских военных до 2042 года. В том же году граждане республики выбирали президента — эксперты отметили, что это повлияло на сговорчивость Душанбе. Так что нынешний инцидент не уникален. По каким-то причинам Душанбе готов идти на обострение даже в критически важных для себя сферах: военной и экономической безопасности. Почему Таджикистан не боится ставить Москве ультиматумы, пусть и в завуалированной форме? Вопрос остается открытым.

Зачем Душанбе грозится прервать авиасообщение с Россией
© РИА Новости
Lenta.ru: главные новости