Войти в почту

«Японцев» не пустили в Крым

Глава Крыма отменил тендер на закупку шести Toyota Camry для чиновников и депутатов в Феодосии. Руководство города решило таким способом «освоить» непотраченные в этом году 10 млн руб. — в противном случае они бы вернулись в федеральный бюджет. Недавно таким же образом поступил и глава Челябинской области. С нового года контроль за госзакупками автомобилей будет усилен. Чиновники Феодосии в этом году останутся без новых машин. Так решил глава Крыма Сергей Аксенов, отменивший скандальный тендер на закупку шести престижных иномарок, на которые планировались потратить около 10 млн руб. «Мною принято решение отменить закупку дорогостоящих автомобилей администрацией Феодосии. Автопарк там сильно изношен, его надо обновлять, это очевидно, — объяснил свое решение Аксенов. — Но приобретать за бюджетные средства автомобили премиум-класса, тем более повышенной комплектации, неправильно. Необходимо найти другое решение. Например, существуют лизинговые программы, можно закупить машины российской сборки. Администрации города нужно найти менее затратный вариант обновления автопарка». Примечательно, что, предлагая чиновникам закупить машины российской сборки, глава полуострова, по всей видимости, не знал, что закупка импортных автомобилей для чиновников в России и так запрещена с лета 2014 года. В самих двух тендерах — по три машины каждый — конкретная модель, которую приметили чиновники Феодосии, не указана, однако под заявленные параметры подпадают только один автомобиль — Toyota Camry. Кстати, этот седан относится к сегменту машин бизнес-класса, а не премиум, как написал Аксенов. Машины собираются на заводе японской марки в Санкт-Петербурге и являются очень популярными на российском рынке. Согласно конкурсной документации, опубликованной на сайте администрации Феодосии, три седана предполагалось купить по цене по цене 1 474 000 руб., а еще три за 1 865 000 руб. каждый. Разница обусловлена различными двигателями — в первом случае у машины двухлитровый мотор, во втором — объемом 2,5 л. Примечательно, что, судя по заявленным в тендере опциям, в обоих случаях чиновники выбрали максимальные комплектации автомобиля, предусмотренные для данного типа мотора. Решение о дорогостоящей закупке городской совет Феодосии принял в конце ноября. И изношенность местного автопарка — чиновники передвигаются на «Волгах» — далеко не единственная причина объявления конкурса. Срочность заказа — он должен был быть реализован до конца декабря — сами чиновники объяснили тем, что не успели израсходовать выделенные городу из федерального бюджета субсидии, и если деньги не потратить, их придется вернуть. Несмотря на то что никаких формальных нарушений в тендере на первый взгляд нет, а чиновники в российских регионах не стесняются покупать машины гораздо дороже, тендер привлек внимание СМИ. После того как депутат Госдумы и экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская попросила заместителя генпрокурора Александра Буксмана проверить закупку машин, и последовало решение Аксенова. Оно было принято несмотря на то, что тендер, как отметила Поклонская, успел одобрить и совет министров Республики Крым. «В виду наличия широкого круга проблем в Республике Крым, требующих безотлагательного разрешения и немалых ресурсов федерального бюджета в дотационный на 80% бюджет Республики Крым, информация об указанной закупке вызвала широкий общественный резонанс, в том числе в СМИ и в интернете. Жители Крыма просят организовать проверку законности соответствующих распоряжений Совета министров Республики Крым о согласовании указанной закупки, самой процедуры ее проведения», — отмечала Поклонская в своем депутатском запросе Буксману. Напомним, что за последнее время это уже второй публичный случай отмены руководством региона закупки дорогих автомобилей нижестоящими структурами. В конце ноября стало известно, что глава Челябинской области отменил тендер на закупку BMW стоимостью 4,9 млн руб. для учреждения «Госэкспертиза Челябинской области». «У учреждения нет и в принципе не может быть никакого обоснования для приобретения столь дорогой техники. Даже если это делается не за государственный счет, а на внебюджетные средства. Нужно адекватно оценивать реальность и отдавать полный отчет своим действиям. Эта закупка должна быть немедленно отменена. Подчеркну — незамедлительно», — заявлял глава области Борис Дубровский, потребовавший от указанного учреждения соответствующих объяснений. А неделю назад стало известно, что Правительство России внесло изменения в требования для чиновников по аренде и лизингу автомобилей. Теперь они не смогут не только закупать и арендовать, но и брать в лизинг машины мощностью более 200 л.с. «В данном случае хорошо проявил себя общественный контроль, — заявила «Газете.Ru» руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасия Муталенко. — Он сейчас настолько широкий, что никогда не знаешь, где он проявится. Обычно если к нам поступает уведомление о сомнительной закупке, то заказчику приходит об этом уведомление, и он часто сам отменяет такой тендер до того, как о нем стало известно в СМИ». Что касается Крыма, то здесь, по словам Муталенко, пока особый правовой статус — объявления о госзакупках публикуются не на соответствующем портале, на местных сайтах администраций, а действующие в других регионах ограничения для чиновников на закупку машин определенных классов заработают в Крыму лишь с 2017 года. «Например, во Владимирской области чиновникам регионального уровня запрещено окупать машины дороже 600 тыс. руб., — отмечает представитель ОНФ. — Так что в этой ситуации здорово, что ее подхватили общественники и победил в итоге здравый смысл. Понятно, что автопарк там изношен, но даже сам глава города признавался, что если не купить эти машины, то ни на что другое эти деньги они потратить уже просто не успеют. То есть вопрос тут даже шире — в самом подходе, когда есть какие-то лишние деньги и их надо обязательно освоить, а то придется возвращать в федеральный бюджет. Это ненормальная ситуация. Поэтому у нас и дороги ремонтируют в декабре и закупают все подряд, что нужно и не нужно, а остатки тратят на корпоратив. Подход не очень правильный, но здесь уже вопрос к федеральным ведомствам скорее». Комментируя общую ситуацию с закупками машин в Крыму, Муталенко отметила, что ее отличительной чертой является неоднородность автопарка у местных чиновников. «Нам попадались заявки на ремонт и обслуживание автомобилей Lexus и даже Porsche. В двух этих случаях речь шла об МВД — машины у них остались со времен Украины. Сейчас таких неоднозначных вещей уже нет», — отметила она. По словам представителя ОНФ, после того, как в России появилось регулирование закупаемых для чиновников транспортных средств, все чаще стали появляться тендеры с лизингом автомобилей. «Чиновники и представители госкомпаний готовы были переплачивать, лишь бы продолжать ездить на привычном роскошном автомобиле. В прошлом году мы говорили про эту проблему президенту, весь год Минэкономразвития работало и вот: в начале декабря вышло правительственное постановление, которое ограничивает стоимость и мощность автомобиля не только при покупке, но и при лизинге. Так что будем смотреть, как изменится ситуация с нового года», — подытожила Муталенко.

Японские автомобили не пустили в Крым
© Toyota
Газета.Ru: главные новости