Войти в почту

Самолеты застряли в снегу

Из-за снегопада в московских аэропортах отменено более 70 рейсов. Однако Росавиация обеспокоена не только погодными условиями, но и некачественной уборкой взлетно-посадочных полос (ВПП). Так, только в ноябре этого года в российских аэропортах было зафиксировано шесть ЧП, которые были связаны с обледенением ВПП и едва не привели к трагическим последствиям. А сегодня ночью в аэропорту Мурманска, по данным СМИ, из-за гололедицы самолет выкатился за пределы ВПП при посадке. Как выяснила «Газета.Ru», Росавиация направила в адрес авиаперевозчиков и операторов аэродромов предупреждение (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») о возможности возникновения нештатных ситуаций в российских аэропортах из-за некачественной подготовки взлетно-посадочных полос к приему самолетов. В 2015 году Росавиация зафиксировала 13 инцидентов, связанных с неудовлетворительным содержанием ВПП. Причем два из них квалифицируются как серьезные, а одно привело к сильным повреждениям воздушного судна. Как следует из документа, все эти случаи были связаны с обледенением «взлеток» и рулежных дорожек. Нынешняя зима обещает быть еще более снежной и суровой. При этом наземные службы аэропортов иногда игнорируют замечания пилотов о неудовлетворительном состоянии полосы. Например, 25 октября 2016 года во время послеприлетного обследования у самолета B-737-800 авиакомпании «Победа», совершавшего рейс Внуково – Магас, были выявлены повреждения болтов кронштейнов тяг уборки задних внутренних закрылков. В ходе расследования того, где самолет мог получить эти повреждения, выяснилось, что экипаж жаловался диспетчерам на плохо убранную полосу. В документе есть расшифровка записи радиообмена. Экипаж: «У вас тут полосу отвратительно почистили». Диспетчер: «Насчет полосы какие претензии? Это все к директору. Я же вам давал информацию, что местами слякоть на полосе». Экипаж: «Да, да. Спасибо! Все соответствует! Угроза, а не слякоть!» Впрочем, даже если полоса будет хорошо расчищена, то это не означает, что посадка пройдет безопасно. Так, 10 ноября 2016 года в аэропорту Чебоксары пассажирский самолет Boeing 737, выполнявший рейс из Москвы, не смог приземлиться в пределах взлетно-посадочной полосы. Лайнер выкатился за ее пределы на расстояние около 20 м. В ходе расследования авиаинцидента выяснилось, что ВПП обрабатывалась антигололедным реагентом, которого нет в перечне разрешенных и который не проходил лабораторных исследований. Возможно, что именно этот факт и поспособствовал обледенению полосы. Между тем в документе отмечается, что даже сами пилоты довольно формально относятся к факторам, влияющим на безопасность полетов. Так, комиссия Южного межрегионального управления Росавиации сейчас расследует обоснованность принятия решения командиром воздушного судна А-320, выполнявшего 17 ноября 2016 года рейс SU1172 Шереметьево – Астрахань. В момент прилета борта в Астрахань шел снег, скорость ветра составляла 5 м в секунду, а ВПП была покрыта мокрым снегом до 0,2 мм. В документе говорится, что при заходе на посадку диспетчер информировал экипаж о том, что коэффициент сцепления на ВПП составляет 0,29, однако, несмотря на предупреждение, командир ВС продолжил заход и, к счастью, выполнил посадку. «Вообще-то в советские годы при коэффициенте сцепления ниже 0,3 посадка не допускалась, и диспетчер мог запретить посадку, — рассказывает председатель профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев. — Сейчас диспетчер может только информировать, а окончательное решение принимает командир экипажа, на свой страх и риск. Хотя, как правило, если есть ветерок, экипаж всегда принимает решение об уходе на запасной аэродром». Впрочем, по словам Ковалева, в этом случае надо разбираться, чем руководствовался командир экипажа: возможно, у него было на исходе топливо или были какие-то другие причины. Через неделю после того, как судно совершило посадку на обледеневшую полосу в Астрахани, был зафиксирован другой инцидент в Мурманске. Самолет B-737-800 авиакомпании «ЮТэйр», выполнявший рейс Лион – Мурманск, после приземления просто не смог самостоятельно покинуть ВПП из-за гололедицы. В итоге, чтобы освободить «взлетку», пришлось вызывать буксир. 24 ноября 2016 года в аэропорту Новый Уренгой при выполнении посадки экипажу самолета CRJ-200 VP-BBS, который принадлежит ОАО «Авиационная транспортная компания Ямал», пришлось дважды включать реверсивное устройство двигателей, чтобы не выкатиться за пределы «взлетки». Оказалось, что фактический коэффициент сцепления был гораздо ниже заявленного 0,33. В тот же день практически аналогичная ситуация произошла в Салехарде с другим рейсом «Ямала». В связи со всеми этими происшествиями Росавиация потребовала от персонала и руководителей служб обеспечения полетов усилить контроль за подготовкой летных полей к приему воздушных судов, обратив внимание всех должностных лиц на ответственность, предусмотренную законодательством РФ как за принятые решения, так и за бездействие. По словам президента профсоюза летного состава Мирослава Бойчука, письмо Росавиации — это просто лишнее напоминание для наземных служб о том, чтобы они более ответственно подходили к своим обязанностям в осенне-зимний период. «Сейчас за сутки температура понижается с минус одного до минус десяти, — рассказывает Бойчук. — Все это, конечно, создает дополнительные трудности для аэродромных служб. Но ничего такого страшного нет. Росавиация же просто хочет лишний раз встряхнуть и обратить внимание на то, чтобы все службы внимательно и тщательно выполняли свои обязанности». При этом, по словам Бойчука, сейчас на аэродромах полосы чистят гораздо лучше, чем лет пять-семь назад, так что говорить о какой-то критической ситуации нельзя.

Самолеты застряли в снегу
© РИА Новости