Россияне постарели и обленились
На 10 работающих россиян сегодня приходится уже больше 11 иждивенцев, число последних растет, следует из опубликованного доклада Росстата о микропереписи населения за 2015 год. Сравнив свежую статистику 2015 года с результатами всероссийской переписи 2010 года, «Газета.Ru» выяснила, что население России за пять лет постарело, перешагнув 40-летний рубеж, и теперь значительно меньше хочет иметь детей.
Страна иждивенцев
Почти четверть россиян в 2015 году могли быть иждивенцами других лиц, еще почти треть — пенсионерами, следует из доклада о микропереписи населения Росстата, опубликованного в четверг. Таким образом, доля граждан, обеспечивающих себя самостоятельно, упала ниже 50%. «Почти половина опрошенных назвали одним из источников средств к существованию трудовую деятельность, 11% — личное подсобное хозяйство, почти треть — пенсии, и почти четверть были иждивенцами других лиц», — говорится в докладе. Трудовая деятельность приносит основной доход только 973 тыс. россиян из 2 млн 140 тыс. опрошенных, еще 27 тыс. живут личным хозяйством. На пенсию, пособие или материальную помощь от других лиц живут 1 млн 117 тыс. россиян из 2 млн 154 тыс. опрошенных, причем для 859 тыс. из них это единственный источник дохода. Таким образом, на 10 работающих граждан сегодня приходится более 11 иждивенцев. Еще пять лет назад число иждивенцев, пенсионеров, получателей пособий незначительно превышало число зарабатывающих россиян: их соотношение, по данным всероссийской переписи, было приблизительно равным. Общее число россиян, имеющих лишь один источник дохода, каким бы он ни был, могло вырасти до 77% с 72,5%, если экстраполировать данные микропереписи и сравнить их с всеобщей переписью 2010 года. Из числа респондентов в возрасте 15–72 лет две трети входят в состав рабочей силы (из них 94% — занятые и 6% — безработные), в оставшуюся треть входят пенсионеры, студенты и те, кто занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. «Желательно, чтобы на одного незанятого приходилось 1,7–2 работника, хотя лучше, чтобы их было даже больше», — отметил директор Института соцполитики ВШЭ Сергей Смирнов. Сегодня «кормильцев» для имеющегося числа иждивенцев в экономике не хватает, и прямое свидетельство этому — нехватка денег в пенсионной системе. «Бесконечные попытки реформировать пенсионную систему как раз являются прямым признанием того факта, что при существующих соотношениях ситуация крайне неблагоприятная», — отмечает эксперт.
Россия бездетная
По данным микропереписи, средний возраст опрошенных достигает 40,6 года против 39 лет по данным прошлой переписи, доля женщин выросла до 54,6% против 45,4% мужчин (в 2010 году женщин насчитали 53,8%). Причем преобладание женщин над мужчинами объясняется повышенной смертностью последних, так как рождаемость, наоборот, складывается не в пользу женского пола: вплоть до возраста 19 лет число девочек уступает числу мальчиков. Желание иметь детей у россиян уменьшается буквально на глазах. Так, в 2014 году, по данным ВЦИОМ, больше половины граждан заявляли, что в семье должно быть два ребенка, и только 6% не хотели иметь детей вообще, 10% планировали одного. По итогам микропереписи 2015 года, данные получились гораздо более пессимистичные: больше 10% россиян хотели бы остаться бездетными (109 человек из тысячи), больше 30% планировали одного ребенка, 44% — двоих. Жизнь вносит в эти планы дополнительные коррективы, показывает опрос взрослых женщин в возрасте от 17 до 80 лет. По факту не имеют детей сегодня около 18% россиянок, 30% — только одного, 38% — двоих, оставшиеся 14% — троих детей и более. Данные Росстата, скорее всего, точнее. У микропереписи охват больше, а к выборке ВЦИОМ могут быть вопросы, говорит ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Оксана Синявская. В целом большинство россиян всегда хотело одного-двух детей, а тех, кто хочет остаться бездетным или стать многодетным, традиционно меньше. Демографическая ситуация стабильно неблагоприятна, напоминает она: о том, что население стареет, стало известно не вчера, а тренд стабилен — ситуация будет ухудшаться независимо от того, как будет работать экономика, и к 2030 году ожидается, что число работающих сравняется с числом пенсионеров. «Доля пожилых людей будет расти, рабочая сила — стареть», — отмечает она. Поэтому рост доли иждивенцев больше связан с демографией, чем с кризисом, хотя он тоже вносит свою лепту. «Если кризис продолжится, у нас будет комбинация из ухудшающихся перспектив на рынке труда наряду с ухудшающейся возрастной структурой населения. С другой стороны, если бы у нас вдруг население молодело, кризис переживался бы острее: безработица была бы выше», — резюмирует эксперт.