Войти в почту

Резкое падение цен на шубы оказалось признаком массовой контрабанды

Роспотребнадзор проводит массовые аресты - и не кого-нибудь (чего-нибудь), а шуб из натурального меха. Результатом подобных мероприятий стало двукратное падение цен на шубы, что наверняка сильно порадовало слабую половину человечества. Однако сама ситуация с шубами обнажила гораздо более серьезную проблему, характерную для российской экономики в целом. Цены на шубы в подмосковных магазинах снизились в два раза из-за проверок Роспотребнадзора, связанных с введением электронной маркировки меховых изделий, рассказала глава надзорного ведомства Анна Попова. «Шубы в Подмосковье подешевели в два раза из-за всей системы, которая вводится, наших проверок в том числе», - цитирует ее ТАСС. По изъятым шубам в настоящее время ведутся судебные процедуры, после чего изделия будут переданы в Росимущество, которое решит, что с ними делать дальше. В ответ на предложение раздать конфискованные шубы бедным Попова сказала: «Мы обсудим». Дело в том, что в октябре Роспотребнадзор провел массовые проверки в поисках нелегальных меховых изделий на крупнейших столичных мелкооптовых рынках. Например, в начале октября проверки прошла в крупных торговых центрах Москвы – ТЦ «Новочеркизовский», ТК «Коньково» и ТЦ «Золотой Вавилон», где в продаже были обнаружены изделия из натурального меха без маркировки контрольными знаками. Арестовали более 300 меховых изделий на 7 млн рублей. Всего по итогам проверки было арестовано более 1000 меховых изделий на 40,1 млн рублей. Проверки стали вторым шагом в борьбе с серым рынком шуб – с нелегальным ввозом, ввозом товара по заниженной таможенной стоимости и контрафактным производством в России. Первым является запуск пилотного проекта по электронной маркировке контрольными идентификационными знаками (КИЗ) одежды из натурального меха (норки, нутрии, песца или лисицы, кролика или зайца, енота, овчины), который стартовал в России в апреле этого года. Контрольный идентификационный знак (КИЗ) предназначен для персонификации каждой единицы товара, защищая ее от дублирования и повторного использования. Он содержит в себе всю «родословную» товара – что за мех, откуда товар ввезен и т.д. КИЗ существуют двух видов – для импортных изделий (красного цвета) и для отечественного (зеленого цвета). Несколько месяцев участие в этом проекте было добровольным, однако с 8 сентября электронная маркировка шуб стала обязательной. Как ожидают в правительстве, вывод «серого» меха из тени будет приносить бюджету до 14 млрд рублей ежегодно. Промаркировать шубы участники рынка должны до 1 декабря 2016 года. В противном случае за оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка их маркировки последует административная и уголовная ответственность (КоАП РФ, Статья 15.12, УК РФ, Статья 171.1). Казалось бы, что в результате изъятия с рынка нелегальных меховых изделий, предложение в магазинах должно сократиться, а цены на шубы, наоборот, вырасти. Однако Роспотребнадзор уверяет в падении цен. Хотя отследить динамику ценообразования сложно, но в интернете магазины просто пестрят предложениями о 50-70% скидках на шубы из меха. Возможно, все дело в падении количества желающих покупать шубы. Еще в прошлом году производители и продавцы меховых изделий жаловались на 40-50% падение спроса, что логично на фоне снижения реальных доходов россиян и сложной экономической ситуации в стране. Ведь шуба – явно не товар первой необходимости. Однако текущее падение цен участники рынка не склонны связывать с падением спроса. «Ситуация отличается от прошлого года. По некоторым позициям можно видеть всплеск спроса и интереса у покупателей, не скажу, что в два раза, но несколько выше, чем в прошлом году, по некоторым – на уровне прошлого года», - говорит газете ВЗГЛЯД президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром), и член правления РСПП РФ Андрей Разбродин. Тогда в чем же причина столь необычного поведения продавцов шуб, которые обвалили цены в два раза, если верить Роспотребнадзору? Участники рынка видят лишь одно объяснение – продавцы пытаются избавиться от серой продукции, которая была ввезена в Россию незаконно. «Если действительно есть информация о том, что цены упали, то это, скорее всего, связано с желанием продать товар, который не маркирован. Любой ценой его сбыть, чтобы выйти в деньги и не иметь его на руках во избежание дальнейших проблем. Промаркировать надо до 1 декабря. С этим может быть связано», - говорит Разбродин. Владелец меховой фабрики «Каляев» Андрей Каляев видит аналогичную причину резкого падения цен на шубы. По его словам, цены на шубы упали еще в прошлом году из-за обвала цен на мех в пять раз. «Но это не было связано с чипированием. Это мировая тенденция. Стоимость шуб с чипами сейчас рыночная», - говорит Каляев. «Однако незаконная торговля пока продолжается, правда в меньшем размере, чем раньше. В торговых центрах уже все с чипами, но рынки пока торгуют», - говорит Каляев. «Систему маркировки приветствуем, надеемся, что контрабанду уберут с рынков», - говорит владелец меховой фабрики. Предположения участников рынка подтверждает и свежая статистика. Уже первые результаты введения обязательной маркировки сильно удивили, в том числе ФТС и ФНС. Как оказалось, информация государства об этом рынке была крайне далека от действительности. В ФТС считали, что меховой рынок оценивается всего в 310 тыс. меховых изделий: 240 тыс. было ввезено, 70 тыс. – произведено в России. Однако благодаря маркировке удалось понять реальный масштаб рынка. Уже к концу сентября было подано 5,6 млн заявок на маркировку меховых изделий. И заявки продолжили поступать до 20 октября, а с 1 декабря промаркировать остатки будет уже нельзя. Таким образом, каждый пятый продавец продавал нелегальную продукцию и не платил налоги. Минимум 20% от всех участников мехового рынка система побудила легализоваться, говорил недавно глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. ФНС вытсупила оператором проекта по маркировке шуб. На сайте службы был создан раздел о регистрации участников мехового рынка и получении товарных марок с «личным кабинетом». Процесс от регистрации в «личном кабинете» до получения марок занимает несколько дней. В дальнейшем ФНС планирует связать систему маркировки шуб с системой контрольно-кассовой техники, которая передает данные в налоговую службу в режиме онлайн. Это позволит узнать, откуда пришел товар, заплачены ли по нему налоги и сборы. В перспективе ФНС планирует интегрировать проект маркировки шуб с системой возмещения налогов. В 2017 году систему маркировки планируется распространить и на другие категории товаров, в частности, на лекарственные препараты и древесину.

Почему рухнули цены на шубы
© РИА Новости