Личные интернет-данные россиян начали массово продавать за границу

Так называемые "цифровые личности" россиян начали пускать с молотка. Фотографии, контактные данные из социальных сетей, а также маршруты передвижения, статистика просмотров и поисковых запросов конкретных людей пользуются популярностью как у безобидных фирм, зарабатывающих на контекстной рекламе, так и у шантажистов. В России хотят остановить кражу этих данных. "Приватность личной жизни сегодня уже невозможна. Происходит постоянная трансляция большого набора и объема личных данных в цифровое пространство, - подтвердил глава ведомства Александр Жаров. - Персональные данные собираются и передаются без согласия пользователей или при неосознанном согласии, когда они, принимая условия пользовательского соглашения, не могут адекватно оценить последствия согласия на сбор и обработку больших объемов личных данных". В цифровой среде персонифицированные данные "вырастают": аккумулируются с иного рода сведениями о личности, оставленными в Сети ранее, анализируются и систематизируются. Возникло понятие "цифровой личности", которую можно безошибочно соотнести с конкретным человеком, добавил Жаров. И эту информацию многие поисковые серверы уже выставляют на аукцион. Пользовательский профиль стоит примерно 20 долларов, отметил эксперт в области кибербезопасности Игорь Ашманов на конференции "Защита персональных данных". Таким образом, наши личные сведения утекают за рубеж, а пользователи об этом даже не подозревают. Чтобы изменить ситуацию, в России намерены разработать закон о регулировании использования этой информации.

Личные интернет-данные россиян начали массово продавать за границу
© Depositphotos

"Цифровая личность" одного россиянина стоит около 20 долларов

К концу года рабочая группа при помощнике президента Игоре Щеголеве должна представить свое видение концепции закона, то есть "дорожную карту" регулирования данной сферы передачи, хранения и аккумулирования данных. "Мы ждем от участников рынка их видения решения проблемы и затем совместно с ними решим, каким образом дальше действовать", - отметил Щеголев. Новый закон затронет не только интернет-компании, но и другие виды экономики, сказал он. И они уже начали готовиться к новым правилам: почти 30 компаний подписали в рамках конференции Кодекс добросовестных практик (кодекс этической работы в Интернете). Это и операторы связи, и представители страховых компаний, банков. Они намерены охранять интересы пользователей до того, как эта сфера начнет регулироваться. Подробностей закона пока нет, но все участники конференции высказались за то, что нужно выработать типовое соглашение с пользователями об обработке и использовании их данных. И компании, присутствующие в Рунете, должны его обязательно исполнять. Именно компании, а не пользователи, уточнил Ашманов. Пользователь же будет уточнять - какие данные можно передавать третьим лицам, а какие нет. Только тогда Интернет станет безопаснее. Сейчас же есть риски для личности, для организаций и государства, отметила глава компании по разработке программного обеспечения InfoWatch Наталья Касперская.