Разобранные ракеты приземлились на Украине
Как стало известно "Ъ", Главное следственное управление (ГСУ) СКР по Московской области завершает расследование громкого уголовного дела о незаконной продаже на Украину составных частей подлежащих утилизации ракет. Обвиняемыми по делу проходят шесть человек, в том числе бывшие гендиректор ПАО "Тураевское машиностроительное конструкторское бюро "Союз"" (ТМКБ "Союз") Николай Яковлев и коммерческий директор АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"" (КТРВ) Виктор Ваган. Фигуранты утверждают, что действовали в рамках закона. Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) второе следственное управление по расследованию особо важных дел ГСУ СКР по Московской области возбудило в сентябре 2015 года. Из шести фигурантов дела основными следствие считает бывших гендиректора ТМКБ "Союз" Николая Яковлева (после начала расследования он был понижен в должности до руководителя научной специализированной лаборатории конструкторского бюро) и коммерческого директора АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"" Виктора Вагана. Отметим, что "Союз" входит в состав корпорации. В ходе предварительного следствия было установлено, что в 2013 году Минпромторг объявил конкурс на утилизацию 93 дозвуковых стратегических крылатых ракет Х-55 и 37 тактических управляемых ракет Х-31 класса "воздух-поверхность" средней дальности, у которых истекли сроки годности. Тендер выиграло федеральное казенное предприятие (ФКП) "Государственный казенный научно-исследовательский полигон авиационных систем" (ГкНИПАС). Получив у Минпромторга на условиях взаимозачета Х-55 и Х-31, сотрудники ФКП разобрали их на запчасти, после чего ракеты перестали быть вооружением. Затем "составные части" ракет, выставленные на торги, приобрело ТМКБ "Союз". Специалисты "Союза", в свою очередь, привели запчасти, в частности титановые корпуса Х-31 и ее прямоточные реактивные двигатели, в товарный вид, а затем продали их украинскому ОАО "Мотор Сич" — одному из крупнейших предприятий в мире по выпуску двигателей для самолетов и вертолетов. В связи с этим некоторые источники отмечают, что на Украине сейчас не хватает комплектующих для производства ракет и другой военной техники, поэтому предприятия этой страны приобретают уже списанные детали в других странах, в том числе в России.