Как в 1930-е годы писали и утверждали учебники по истории
В середине 1930-х гг. в СССР произошла смена идеологических установок, причем основной ценностью был провозглашен советский патриотизм. Понимая, что патриотическое воспитание напрямую связано с изучением отечественной истории, партийные руководители во главе с И.В. Сталиным в 1930-х гг. развернули масштабную кампанию по реформированию исторической науки и системы исторического образования. Новый учебник - в сжатые строки Впервые вопрос о качестве преподавания истории в советских школах был рассмотрен 5 марта 1934 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б). Наркому просвещения РСФСР А.С. Бубнову было поручено к следующему заседанию доложить о постановке преподавания истории в школах и предложить необходимые меры для улучшения этого дела1. Уже 20 марта, заслушав доклад Бубнова, члены Политбюро приняли постановление о необходимости в сжатые сроки подготовить комплекс новых учебников по истории, а также восстановить исторические факультеты в университетах2. 29 марта 1934 г. Политбюро приняло конкретные решения по обозначенным вопросам. В первом постановлении были утверждены списки составителей учебников по отечественной и всеобщей истории для 8-9-х классов3. Учебник по истории СССР был поручен группе историков во главе с Н.Н. Ванагом4. В другом постановлении Политбюро говорилось о необходимости восстановить с 1 сентября 1934 г. исторические факультеты в МГУ и ЛГУ с целью подготовки квалифицированных специалистов по научно-исследовательской и педагогической работе5. Окончательно все эти решения были закреплены в совместном постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. "О преподавании гражданской истории в школах СССР", в котором жесткой критике подверглись существовавшие учебники и педагогические модели, а само качество преподавания истории было признано неудовлетворительным6. Хотя в тексте не назывались конкретные имена, было понятно, что критические фразы об "абстрактных определениях общественно-экономических формаций", об "отвлеченном, схематичном характере преподавания" адресовались историкам школы умершего в 1932 г. академика М.Н. Покровского; вскоре эта концепция была официально признана властями ошибочной.