Войти в почту

Станет ли Узбекистан второй Украиной?

Глава Узбекистана Ислам Каримов перенес инсульт и находится в больнице. Об этом в интернете сообщила его дочь. Учитывая почтенный возраст президента (ему 78 лет), сегодня встает вопрос о преемнике. Только пройдет ли процесс передачи власти мирно и без пагубных последствий? К деятельности Каримова сложно относиться однозначно. С одной стороны, он проводил самостоятельную внешнюю политику. Он не стал проамериканской марионеткой, даже смог изгнать военную базу Соединенных Штатов со своей территории. Одновременно он предпочитал держаться в стороне от интеграционных процессов на постсоветском пространстве: Узбекистан вышел из ОДКБ и не присоединился к ЕАЭС. Во внутренней политике, Каримов пытался использовать эффективные экономические рычаги, и в последние годы страна достигла неплохих успехов. В то же время Узбекистан остается довольно бедной страной, где значительное количество граждан вынуждены покидать свои семьи и уезжать на заработки за границу. Политическая система построена так, что жестко подавляются любые попытки дестабилизации обстановки, но одновременно нет возможности свободно выражать свои мнения. Для России главная заслуга Каримова в том, что Узбекистан оставался дружественной страной. Еще в 1991 году Каримов агитировал своих соплеменников голосовать на референдуме за сохранение СССР. Сегодня главная проблема — передача власти. Неизвестно, сколько времени Каримов будет оставаться главой государства. Но понятно, что при столь уважаемом возрасте и после тяжелой болезни вопрос о пребывании на посту становится актуальным. Вряд ли передача власти будет происходить традиционным для западных демократий образом. Каримов на всех выборах получал около 90% голосов, а политические партии не имеют никакого влияния. Нет и дискуссий между представителями разных идеологических течений. Есть сторонники сильной власти, радикальные исламисты, представители силовых структур и бюрократического аппарата, региональные кланы, но нет классических «левых» и «правых». А это — почва для «оранжевой» революции или для военного путча… — Узбекистан в современном состоянии сильно рискует, в отличие от соседних государств, — считает преподаватель Высшей школы экономики Григорий Лукьянов. — Во-первых, Узбекистан — самое густонаселенное государство в Центральной Азии. Политическая система и экономика развивались под жестким контролем. С момента распада Советского Союза народное хозяйство претерпело минимальные изменения, фактически в Узбекистане сохранена плановая экономика с сильным приматом государства. И кто контролирует государство, фактически контролирует все сферы государственно-политических отношений. За время правления Ислама Каримова была создана жесткая вертикаль, и от президента зависят все решения на всех уровнях власти. Но это же способствует стабильности системы. За годы правления Каримова был создан очень мощный аппарат спецслужб и органов внутренних дел. Сегодня это элита государства. Аппарат продемонстрировал способность быстро принимать решения и жестко реагировать на вызовы, к примеру, во время подавления антиправительственных выступлений в Андижане в 2005 году. За всё время правления Каримова практически не было ни одной попытки закулисного переворота со стороны кланов и окружения президента. Это говорит о том, что создана система сдержек и противовесов. Она сходится на президенте, но хорошо функционирует. Мы можем обратить внимание на Туркмению. Там был безусловный лидер Сапармурат Ниязов. Казалось, после его внезапной смерти режим должен рухнуть. Но политическая элита и созданный аппарат сдерживания смог гарантировать передачу власти человеку из своей среды без каких-то инцидентов. Это получилось за счет тотального контроля над информацией, над армией и границей. Всё это есть сегодня и в Узбекистане. Там у правящего режима есть все механизмы контроля над информационным потоком. В стране нет неправительственных независимых организаций, которые, скажем, дважды способствовали «цветным» революциям в Киргизии. Вот этих дестабилизирующих факторов в Узбекистане нет. Конечно, надо вспомнить, что Узбекистан граничит с Афганистаном. Существует угроза дестабилизации со стороны радикальных религиозных организаций. Но во время правления Каримова нашлись меры сдерживания экстремистов. Сегодня встает вопрос, кто займет место Каримова в случае его ухода. Видимо, начнутся какие-то аппаратные игры внутри политического режима. Политическая элита должна найти консенсус. Если говорить о внешнем влиянии, то ни одно из соседних государств не имеет серьезных рычагов воздействия на ситуацию внутри Узбекистана. Так что при выборе нового президента большую роль будут играть внутренние силы. «СП»: — Сможет ли система дать нового лидера? Или без Каримова страну ждут бесконечные битвы за власть? — В настоящий момент слово Каримова всегда последнее при принятии решений. Система формировалась долго, текучка кадров не так и велика. Поэтому можно предположить, что после ухода Каримова его ниша будет заполнена без угрозы для системы. Конечно, если те, кто придут на смену, смогут продолжить прежний курс. То есть, дать гарантии кланам, теневой экономике. Важно, что Узбекистан это страна с огромным населением, там живет до половины населения Центральной Азии. За последние годы власть кланов ослабла, они просто не могут управлять таким большим количеством людей. Государство просто должно было выработать альтернативные институты. Если бы кланы продолжали иметь влияние, какое у них было в конце 1980-х годов, нынешний режим не смог бы сохранить власть. Кланы разобщены, они искусственно перемешаны, раздроблены. В этих условиях самой мощной «корпорацией» стала государственная машина. Всё зависит от того, хватит ли у госаппарата наличия воли взять на себя ответственность. «СП»: — Можно ли будет ждать изменения внешней политики Узбекистана? — Если процесс передачи власти будет протекать нормально, то никаких серьезных трансформаций внешнеполитического курса ожидать не стоит. Если произойдет какое-то вмешательство в процесс передачи власти, то всё равно сработает выстроенный механизм сдержек и противовесов. Вспомним, когда в начале 2000-х в регионе возобладало влияние России, Узбекистан стал дрейфовать в сторону большего сотрудничества с американцами. Когда влияние Соединенных Штатов возросло чрезмерно, когда произошла революция в Киргизии, Узбекистан избавился от американской базы и стал ориентироваться больше на Россию. Нет оснований полагать, что система даст сбой. Возможно перетекание из одного лагеря в другой, чтобы с максимальной выгодой для себя выиграть поддержку других стран и не допустить вмешательства во внутренние дела. — Узбекистан за последнее время стал страной, где у президента очень большие полномочия, и они исполняются под угрозой применения насилия, что мы увидели в Андижане, — отмечает старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. — Никто с полной уверенностью не может сказать, как дальше будут развиваться события. Можно предположить несколько сценариев. Во-первых, в Узбекистане действительно жесткая власть. Но такая система имеет свои изъяны. Если много полномочий в руках одного лица, то во время болезни первого лица система может прийти в состояние разброда и шатаний. Тем более, в Узбекистане есть «горючий материал». В Узбекистане тяжелое экономическое положение, отставание по социально-экономическим параметрам от России и соседнего Казахстана, что крайне болезненно воспринимается людьми. Тот факт, что большинство трудовых мигрантов в РФ из Узбекистана, говорит о социальном неблагополучии. Есть в стране силы, которые хотят прийти к власти, от либералов до радикальных исламистов. Тем более, что обстановка на границе с Афганистаном сложная. Еще в советское время радикалы пытались проникнуть в Узбекистан и отделить от государства Ферганскую долину. Но я бы не стал рассматривать ситуацию с той точки зрения, что обязательно всё должно рухнуть. Мы видим пример Туркмении. Там тоже решения принимаются в закрытом режиме, страна закрытая, демократии в традиционном понимании нет. Тем не менее, никакой гражданской войны при внезапной смерти Ниязова не произошло. Политические элиты смогли выбрать нового руководителя. Региональные кланы в Узбекистане всегда враждовали между собой. Было неявное противостояние силовиков и представителей административных структур. Возможно, среди них развернется конкуренция за преемника. Чей ресурс в критической ситуации пересилит? Силовиков или административно-хозяйственного аппарата? Медийный ресурс остается «за скобками». Всё будет зависеть от стечения обстоятельств. Если новая власть не сможет показать, что контролирует ситуацию, тогда возможен выход на первый план силовиков. Если жестких мер не понадобится, то предпочтительные шансы у финансовой элиты. На Востоке многое покупается, в том числе и лояльность силовиков. Если только те не почувствуют силу, что могут не обращать внимание на политические элиты и законы. «Всё куплю», — сказало злато; «Всё возьму», — сказал булат… «СП»: — Будет ли Узбекистан выполнять прежние международные договоренности? — Многие государства хотят, чтобы Узбекистан занимал чью-то сторону. Это и Китай, и Россия, и Соединенные Штаты, и исламский мир. Если они будут активно вмешиваться в процесс назначения нового президента Узбекистана, возможны разные варианты. Но, в конце концов, Узбекистан имеет серьезные ограничители для своей внешней политики. Во-первых, страна не имеет выхода к морю и узбекская продукция должна пройти две страны до любого океана, что делает товары дороже. С Россией любой следующий президент будет вынужден сохранить хорошие отношения. Миллионы граждан Узбекистана работают в России. То есть, не сам Узбекистан обеспечивает социальные гарантии своих граждан, а это делает наша страна. Между нашими государствами хороший товарооборот, в Узбекистане есть совместные предприятия. Ташкент желает проводить полностью самостоятельную политику, поэтому не входит в ОДКБ и ЕАЭС. Но на чью поддержку ему рассчитывать? На американцев? Так те показали, как они могут действовать в Узбекистане. Американское посольство было непосредственно связано с исламистским мятежом в Андижане. Китай тоже жестко защищает свои интересы и не готов брать на себя ответственность за всё происходящее в Узбекистане, как это делал Советский Союз. От исламского мира исходит угроза, что хорошо понимал всегда Каримов. На этом фоне Россия выглядит привлекательным партнером.

Станет ли Узбекистан второй Украиной?
© ТАСС