В этом году системе ЕГЭ в нашей стране исполнилось 15 лет: 16 февраля 2001 года правительство РФ издало постановление №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». В течение последующих восьми лет система тестировалась в разных регионах страны, после чего, в 2009 году, была признана обязательной для всех школьников. Даже спустя много лет проведения и постоянных попыток улучшить систему, ЕГЭ по-прежнему остается предметом споров среди политиков, педагогов, родителей и самих выпускников. Около 19 тыс. школьников сдали досрочные экзамены в марте этого года, основная часть одиннадцатиклассников напишет ЕГЭ по литературе и географии уже 27 мая. В преддверии наступления поры ЕГЭ корреспондент отдела науки «Газеты.Ru» задал следующие вопросы учителям из разных регионов страны: 1) Можно ли готовить учеников к ЕГЭ и при этом развивать их творческие способности? 2) Были ли случаи в вашей педагогической практике, когда одаренные дети, решающие олимпиадные задачи, не справлялись с заданиями ЕГЭ? 3) Может ли подготовка к типовым экзаменационным заданиям понизить интеллектуальный уровень вундеркиндов? 4) Остаются ли какие-то недостатки в системе ЕГЭ после многолетней практики проведения? Андрей Федотов, преподаватель словесности в Лицее НИУ ВШЭ (Москва) Тест ЕГЭ по литературе мне лично не нравится, хотя его не следует демонизировать. Вопросы для так называемого развернутого ответа и темы сочинений обычно бывают вполне осмысленными. Конечно, формат ЕГЭ подразумевает чрезвычайно жесткую структуру ответов, но, во-первых, и ее-то далеко не у всех получается освоить, а во-вторых, экзамен, к сожалению, в принципе не отвечает на вопрос — умный перед вами школьник или глупый, талантливый или нет. Экзамен — это такая игра, и в ней успех во многом зависит от знания правил. С этой точки зрения ЕГЭ не лучше и не хуже других экзаменов. Вот тестовая часть ЕГЭ по литературе — штука совершенно бессмысленная.