В пятницу Госдума должна рассмотреть и принять в первом чтении пакет законопроектов, направленный на борьбу с терроризмом, авторами которых выступили глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая и глава комитета СФ по обороне Виктор Озеров. Поправки были внесены в начале апреля. Они предполагают серьезное ужесточение текущего законодательства, за что уже подверглись серьезной критике со стороны президентского Совета по правам человека. Однако пока она не возымела действия. Профильный комитет по безопасности рекомендовал принять пакет законопроектов в первом чтении, в отзывах особых замечаний к ним нет. В случае принятия поправок в УК появится новая статья 205.6 «Несообщение о преступлении». Она будет грозить тем, кто вовремя не сообщит о готовящихся и совершенных террористических актах. Осужденному по такой статье может грозить штраф от двухсот до пятисот тысяч рублей, либо принудительные работы или лишение свободы на срок до трех лет. Коснулись законодатели и печально известных антиэкстремистских статей УК, в частности, 282 «Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства». После принятия поправок за такие преступления нельзя будет отделаться наказанием, не связанным с лишением свободы. Также законопроект снижает возраст привлечения к ответственности за совершение террористических преступлений с 16 до 14 лет. В своем отзыве СПЧ отдельно критикует эту норму: «Уголовная ответственность подростков — это сложнейшая и очень спорная тема: правовое регулирование в этой сфере должно быть детальным, всесторонне обоснованным и исключительно точным». Правозащитники считают, что несовершеннолетние и так несут уголовную ответственность за террористический акт и связанные с ним деяния – такие, как убийство, похищение человека, кража, захват заложников. А ряд составов преступлений не распространяется на юных граждан из-за неспособности осознать ими «значение террористических установок». «Что касается понимания опасности терроризма и совершения теракта, психологи и криминологи сейчас говорят о том, что человек к этому возрасту (к 14 годам. – «Газета.Ru») уже вполне способен понимать противоправность и опасность таких действий», — не согласен с правозащитниками зампред думского комитета по безопасности Эрнест Валеев. Помимо новелл, просто ужесточающих законодательство, авторы поправок предусмотрели и нетривиальные способы борьбы с терроризмом. Например, «заточение» на родине. Так, Яровая и Озеров предлагают, чтобы граждан, которые ранее получили предостережение от ФСБ за создание условий для совершения преступлений террористического характера, можно было ограничить в выезде зарубеж. Предостережение может действовать до 5 лет. Такие же меры могут применяться против людей, имеющих непогашенную судимость за ряд преступлений, связанных с терроризмом. Эрнест Валеев пояснил, что практика применения предостережений довольно активно используется в настоящее время: «Это делается, чтобы предотвратить попадание наших граждан в различные базы, где готовят участников незаконных вооруженных формирований. Сейчас достаточно многие выезжают за границу с целью дальнейшего попадания в ИГИЛ (запрещена в России – «Газета.Ru»)». Юрий Сапунов, экс-начальник управления ФСБ по борьбе с международным терроризмом, предлагает пойти еще дальше и сделать списки граждан, которым были вынесены предостережения спецслужб, публичными. По его словам, предостережения выносятся по итогам изучения оперативных материалов: «Это (террористы – «Газета.Ru») совершенно страшные люди, и здесь нет ограничения прав и свобод, и все мировое сообщество охотно поднимет руку за подобное решение». Однако с такой постановкой вопроса категорически не согласен адвокат Сергей Бадамшин. По его словам, вынесение предостережений происходит без суда. Это может сделать, например, Генпрокуратура или ФСБ. Иногда такие предостережения появлялись перед митингами с целью «не допустить беспорядки на массовом мероприятии». Инициативу закрывать въезд по несовершенному преступлению юрист называет антиконституционной. «Вот вы лично не понравились какому-нибудь прокурору, и он напишет вам предостережение, — говорит Бадамшин. — А если для Яровой самое страшное наказание — остаться в России, то это дискредитация партии «Единая Россия» и Госдумы. Если человек считает нахождение в России мерой наказания, — это повод проверить его на экстремистскую деятельность. Это глупость, подрывная деятельность, дискредитирующая органы госвласти и мою страну». В свою очередь правозащитники из СПЧ в своем отзыве на законопроект пишут, что в норме нет логики, так как государство, наоборот, должно способствовать тому, чтобы «лица, чья деятельность является нежелательной», пребывали зарубежом. Бадамшин называет инициативу Яровой «пиаром перед выборами, попыткой прощупать общественное мнение». Адвокат предлагает авторам поправок сконцентрироваться на реальной помощи русским за рубежом в получении российского гражданства. О гражданстве РФ Яровая и Озеров тоже вспомнили, хоть и в другом контексте. Согласно их предложениям, после приговора суда за преступления экстремистской и террористической направленности может последовать процедура лишения гражданства РФ. Конституция запрещает отбирать гражданство, но в законопроекте использована формулировка «отмена решения о его предоставлении», и речь идет только о тех людях, которые получили гражданство РФ по заявлению, а не по рождению, подчеркивает источник в руководстве Госдумы. В законопроекте отмечается, что лишение российского гражданства не грозит тем, у кого нет другого иностранного или «гарантий на его приобретение». Парламентарии также «озаботились» удобствами для силовиков. В рамках антитеррористического пакета они предлагают ввести в УК новую статью 361 «Акт международного терроризма». Под нее будут подпадать действия (взрыв, поджог и иные), совершенные за пределами РФ, подвергшие опасности жизнь и здоровье наших сограждан или ставящие целью «нарушение мирного сосуществования государств и народов». Максимальная санкция по данной статье — лишение свободы на срок от 15 до 20 лет. Валеев объясняет, что расследование подобных дел велось и раньше, но по другим статьям: «Это восстановление пробела. Как в свое время преступников привлекали за убийство, потому что не было статьи о теракте». У Сапунова норма вызвала настоящий восторг и «гордость за парламентариев». По его словам, в связи с последними терактами за рубежом власти уделяют вопросу защиты наших граждан за границей все больше внимания. Он предполагает, что новый состав поможет отрегулировать взаимодействие российских силовиков с Интерполом, Европолом и другими международными правоохранительными организациями. Также эту работу может вести недавно созданная Национальная гвардия. В отзыве СПЧ, однако, говорится, что новый состав преступления создаёт риски нарушения Российской Федерацией своих международных обязательств. Наконец, в рамках антитеррористических поправок авторы документа предлагают обязать мобильных операторов хранить не только информацию об абонентах и услугах связи, но и содержание звонков, сообщений, а также любые переданные изображения и аудиофайлы в течение трех лет. По данным источника на рынке, полный объем информации, которую операторам будет необходимо хранить в течение этого срока, составит около 1,7 млрд терабайт. При этом оборудование, необходимое для хранения данных такого объема, будет стоить в целом около $70 млрд. Помимо этих затрат, в настоящее время не существует достаточного количества центров обработки данных, где и должно храниться необходимое оборудование. На их строительство также могут понадобиться большие суммы. В общей сложности реализация проекта, который предлагают авторы поправок, обойдется операторам в $200–300 млрд. Для МТС затраты на хранение данных без учета операционных расходов многократно превысят годовую выручку, отмечает официальный представитель оператора Дмитрий Солодовников. При этом некоторые издержки пока оценить невозможно: к примеру, стоимость хранения всего трафика или же затраты на обеспечение ЦОДов электроэнергией. По оценкам «Мегафона», оператор будет обязан хранить около 700 млрд минут голосовых вызовов, около 50 млрд текстовых сообщений и примерно 6 млн терабайт данных. Как и в случае с МТС, затраты на реализацию такого проекта в несколько раз превышают годовую выручку компании и в существующем виде просто невозможны. В «Билайне» реализацию проекта в части хранения данных оценили в почти $31 млн и подтвердили, что это в разы больше годовой выручки. Обязанность хранить такое количество информации — это единственный пункт законопроекта, который подвергся критике в отзыве правительства. В нем говорится, что объем информации необходимо уменьшить, поскольку операторы просто не имеют технических возможностей на выполнение таких обязательств. Источник в руководстве Госдумы рассказал «Газете.Ru», что в преддверии второго чтения законопроекта идет обсуждение, подвергать ли корректировке ряд его норм. Так, например, что касается нормы о хранении информации операторами в течение трех лет, то обсуждается возможность либо сократить этот срок, либо и вовсе не менять действующее законодательство. «Некоторые считают, что три года – это слишком много и на практике нереализуемо, но есть точка зрения, что безопасность важнее», — говорит собеседник «Газеты.Ru». Решается также, как быть с другими резонансными позициями документа – о возможности ограничения выезда зарубеж в случае, если человек получил предостережение от ФСБ, и о лишении гражданства осужденных за терроризм. Здесь, по словам источника, также обсуждается, оставлять эти нормы ко второму чтению в нынешнем виде, смягчать или убирать вообще. К тому же идет «юридическое обсуждение», насколько конституционна норма о лишении гражданства людей, осужденных за терроризм и экстремизм. Ни по одному из спорных пунктов в настоящее время окончательных решений нет, скорее всего, они появятся на следующей неделе, считает собеседник «Газеты.Ru». Ранее источники, знакомые с ходом подготовки законопроекта, прогнозировали, что существенных изменений он не претерпит.