Сложности в организации пролета боевых самолетов и вертолетов над Красной площадью во время прошлогоднего юбилейного парада Победы, возникшие из-за необычно большого количества участвовавших в параде танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров и другой боевой техники, заставили руководство российского военного ведомства в нынешнем году изменить порядок прохождения. Как пояснил «Известиям» представитель Минобороны, знакомый с ситуацией, организаторы парада не только сократили количество участвующих в прохождении боевых машин, но и решили не привлекать системы вооружения, для проезда которых по Красной площади требуется достаточно много времени. В частности, под ограничения попали буксируемые тяжелыми тягачами «Вощина» пусковые установки зенитной ракетной системы С-400, место которых заняли более компактные и подвижные ПУ, но уже на базе МАЗ-543. В прошлом году наземная часть парада несколько затянулась и диспетчерам пришлось регулировать авиационный трафик таким образом, чтобы самолеты и вертолеты не начали пролет над Красной площадью, пока там еще идут боевые машины. «Летных происшествий, конечно, не было, но понервничать пришлось», — рассказал «Известиям» собеседник. Самолеты, участвующие в параде Победы, взлетают в разное время с нескольких аэродромов. В частности, стратегические Ту-160 поднимаются в воздух с авиабазы Энгельса в Саратовской области, а их «коллеги» — дальние бомбардировщики Ту-22М3 — с расположенного недалеко от Калуги аэродрома Шайковка. Вертолеты, пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи» взлетают с подмосковной Кубинки. — Задача экипажей — в точно назначенное время выйти в заданную точку и занять свое место в строю. Когда машины уже встали на курс и в парадном строю пошли на Красную площадь, отвернуть или уйти в зону ожидания они не могут. Можно только сбросить скорость, чтобы немного потянуть время. Но если «борта» всё же отвернут и пойдут на второй круг, повторное построение воздушного парадного расчета может занять больше часа, — рассказал «Известиям» летчик российских воздушно-космических сил, знакомый с организацией воздушной части парада Победы. — Даже визуально хорошо было видно, что по сравнению с прошлым годом в этом году на Красной площади было гораздо меньше техники. Отсутствовали некоторые образцы. К примеру, не было коробки тяжелых боевых машин пехоты семейства «Армата» Т-15, — отметил независимый военный эксперт, автор книг по истории отечественной бронетехники Алексей Хлопотов. По официальным данным российского военного ведомства, если к участию в параде Победы в 2015 году были привлечены 194 боевые машины, то в нынешнем году парадные расчеты сократили до 135 единиц, урезав общее количество почти на 60 машин. В частности, традиционная колонна танков Т-34 и самоходных артустановок Су-100 времен Великой Отечественной войны «ужалась» до одной «тридцатьчетверки», а коробки перспективных бронеавтомобилей «Тайфун-К» и «Тайфун-У» объединили в одну. Так же организаторы парада Победы поступили и с уже стоящими на вооружении самоходками МСТА-С и новейшими «Коалиция-СВ». Хотя в 2015 году все эти системы вооружения шли по отдельности. — Больше всего времени для проезда по Красной площади требуется буксируемым пусковым установкам комплекса С-400. Непосредственно по площади они проходят достаточно быстро, но вот для того, чтобы заехать и съехать с Красной площади, для тягачей с прицепами нужно достаточно много времени, что задерживает остальные парадные расчеты боевых машин, — объяснил представитель воздушно-космических сил России. По словам собеседника «Известий», первоначально было решено вообще отказаться от прохода С-400, что обеспечивало достаточно большой выигрыш по времени, но потом решение изменили. На парад Победы пошли не тягачи с прицепами, а менее громоздкие и более скоростные пусковые установки, смонтированные непосредственно на шасси автомобилей МАЗ-543.