Ещё

Шампанское не выстрелило 

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
Высокий новогодний сезон для российских производителей игристых вин оказался худшим за много лет: спад продаж у лидеров рынка достигал двузначных значений. Потребители экономили и предпочитали покупать дешевый фальсификат, объемы предложения которого перед Новым годом сильно выросли. Головной боли производителям добавили система «Платон», а также опасения оптового и розничного звеньев брать на реализацию большие объемы из-за возможных сбоев в работе ЕГАИС.
"Четвертый квартал 2015 года был одним из сложнейших сезонов за последние годы", — говорит председатель совета директоров «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. За этот период, в который обычно реализуется 50-60% годового объема продукции, компания сократила продажи на 8% в натуральном выражении, в декабре — на 15%. Осенью господин Титов заявлял, что «Абрау-Дюрсо» рассчитывает сохранить по итогам года объемы продаж на уровне 2014 года: тогда компания увеличила реализацию шампанского на 16%, до 27,34 млн бутылок. Но прогноз не оправдался: за весь 2015 год производитель продал на 7% продукции меньше, до 25,5 млн бутылок.
По словам Павла Титова, главной причиной спада продаж стал слабый потребительский спрос у среднего класса, на который ориентирована продукция компании. «Помочь продажам не смогли даже промоакции», — сетует бизнесмен. Негативное влияние на сбыт, как отмечает он, оказали проблемы с внедрением системы взимания платы за проезд большегрузов «Платон», а также нежелание оптовиков и розницы брать на склады большое количество продукции из-за опасений перебоев в работе ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система; с 1 января в ней обязаны фиксировать оборот алкоголя дистрибуторы, а магазины — отображать данные о приеме товара).
Другие опрошенные «Ъ» участники рынка игристых вин по итогам 2015 года потеряли еще больше в объемах. Так, Московский комбинат шампанских вин (марка «Российское») продал на 20% продукции меньше, рассказал его председатель совета директоров Магомед Талаев. Лидер рынка — петербургская компания «Игристые вина» (торговая марка «Левъ Голицынъ»), по словам ее владельца Василия Драгана, сократила годовые продажи на 15% (в 2014 году продажи компании снизились незначительно — на 2%). Частично он объяснил это тем, что в прошлом году компания меньше выпустила марки шампанского «Советское» по лицензии с ФКП «Союзплодоимпорт».
Ритейлеры между тем значительных изменений в продажах шампанского в новогодний период не заметили. В сети «Глобус» сказали, что они снизились на 1,4%, при этом предпочтения отдавались продукции с доступной ценой — до 300 руб. за бутылку 0,75 л. «Продажи шампанского соответствовали традиционным объемам, но интересно, что пик продаж сместился на самый последний день 2015 года», — сказал представитель Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). По его словам, распределение продаж шампанского по ценовым категориям в декабре было примерно таким же, как и в 2014 году: в «Перекрестках» на продукцию стоимостью до 300 руб. пришлось 18,72% продаж, до 300-500 руб. — 56,48%, от 500 руб. до 1 тыс. руб. — 19,72%, свыше 1 тыс. руб. — 5,08%. Оксана Токарева из Metro Cash & Carry отмечает, что в этот праздничный период фактор цены был существенным для потребителя: «За счет того что мы значительно увеличили ассортимент российской продукции, наши общие продажи игристых вин показали рост».
Директор Ассоциации производителей игристых вин (АПИВ) Алан Соколов объясняет показатели продаж ритейлеров тем, что в конце года на рынке появилось большое количество фальсифицированной продукции. «Под видом шампанского повсеместно продавалась шипучка по цене 99-104 руб. за бутылку (в октябре Росалкогольрегулирование предлагало установить минимальную розничную цену на игристые вина в размере 164 руб. за 0,75 л. — „Ъ“)», — говорит он. «Фальсификат был на полках всех крупных ритейлеров, за исключением Metro», — подтверждает господин Талаев.
В январе—ноябре 2015 года выпуск игристых вин увеличился на 2,5%, до 13,9 млн дал, следует из данных Росстата. «Внутри этой статистики не только вина добросовестных производителей, но и тех, кто выпускает фальсификат», — поясняет господин Соколов. В качестве примера он привел Баксанский завод шампанских вин (БЗШВ, Кабардино-Балкария), который в этот период увеличил объем производства игристых вин в 3,2 раза, до 0,49 млн дал. В ноябре прошлого года АПИВ отправляла письмо в «Ашан» (есть у «Ъ»), в котором сообщила, что реализуемая в магазинах сети продукция БЗШВ под маркой «Первый свет» признана фальсифицированной. «Ашан» ответил только 30 декабря, сообщив о снятии с реализации продукции БЗШВ.
Комментарии6
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео