Черный ящик Су-24 все же может оказаться полезным
На производителей разработчиков черного ящика для Су-24 обрушилась критика после заявления Минобороны о невозможности в короткие сроки восстановить записанную им информацию. Для своего времени – а это были 90-е годы прошлого века – самописец «Бант-32» был одной из самых надежных моделей. Обоснованна ли подобная критика? Специалисты Минобороны, исследующие совместно с экспертами из Китая, Великобритании и США данные бортового самописца сбитого турками российского Су-24, не смогли восстановить информацию в планируемые сроки. «Существующей методикой с использованием штатного оборудования завода-изготовителя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) восстановление и считывание полетной информации с микросхем в настоящий момент не представляется возможным из-за внутренних повреждений», – сообщили в ведомстве. Замначальника службы безопасности полетов авиации ВС России Сергей Байнетов сообщил, что восстановление и считывание информации со всех, кроме одной, микросхем черного ящика Су-24М не представляется возможным из-за повреждений, передает ТАСС. Перед этим Байнетов сообщил, что корпус черного ящика Су-24имеет проникающее отверстие до внутреннего контейнера. Черные ящики (которые на самом деле имеют яркий цвет, чтобы их легче можно было обнаружить) производятся из титановых сплавов и покрыты снаружи асбестом. Судя по кадрам вскрытия самописцев, их корпуса не разрушились. Однако содержимое приборов пострадало. Признания Минобороны многих повергли в печаль. Пользователи рунета, от блогеров до комментаторов газеты ВЗГЛЯД задают вопросы относительно надежности производящихся в России «черных ящиков», критикуют конструкцию их содержимого и недоумевают, почему самописец, который должен выдержать экстремальные нагрузки, этого не сделал. Большой популярностью пользуется текст, автор которого обращает внимание, что платы имеют слишком маленькую толщину 1,5мм при четырех креплениях, которых недостаточно, а «расстояние между сторонами микросхем, на которых расположены выводы – огромное для таких хилых корпусов» и заявляют, что советские схемы были лучше. Черный ящик, установленный на Су-24, относится к типу «Бант-32», производится смоленским ОАО «Измеритель». Цена такого изделия составляет примерно 500 тыс. рублей. По данным производителя, «Бант-32» обеспечивает защиту информации от воздействий: удара 1000g, проникающего удара (падение массы 226 кг с высоты 3 м с наконечником 6,35 мм), -статической нагрузки 2260 кг на кубический см; температуры 1100 градусов при 100% охвате поверхности в течение 30 мин; давления морской воды 60 Мпа; пребывания в морской воде в течение 30 суток; агрессивных жидкостей в течение 48 часов Технический директор ОАО «Измеритель» Александр Гришутин рассказал Би-би-си, что эта модель выпускалась еще в 90-е годы, будучи для своего времени передовой - первым твердотельным самописцем. По его словам, с 2004-2005 года завод производит самописцы нового поколения, прочность которых выше и соответствует современным требованиям. Одиннадцать лет назад генконструктор петербургского НПО «Прибор» в интервью «Коммерсанту» сравнивал воздействие 1000g с падением с высоты шестиэтажного дома и уже тогда говорил о том, что этот стандарт устарел. Современные требования FAA TSO C123b устанавливают планку в 3600g. Президент фонда «Партнер гражданской авиации» заслуженный пилот СССР Олег Смирнов рассказал газете ВЗГЛЯД, что если в гражданской авиации к черным ящикам предъявляются единые требования для всех стран, устанавливаемые ICAO, то спецификации самописцев на военных самолетах определяются военным ведомством каждой конкретной страны. По мнению Смирнова, в тех условиях крушения Су-24 шансов, что информация сохраниться, было немного. «Самолет падал практически вертикально, представляете с какой кинетической энергией он врубился в землю? И плюс еще горел как факел. То, что нашли этот ящик – это вообще чудо. А то, что повреждены его внутренности, это естественно. Трудно рассчитать такую вещь на максимальные нагрузки», - отметил он. Смирнов не исключил также, что воздействие мог оказать и взрыв ракеты: она врезалась в самолет сзади, а самописцы, как правило, располагаются в хвостовой части самолета. Впрочем, считает эксперт, пока рано утверждать, что информация безвозвратно утеряна. «Производители на своей базе сейчас будут проводить исследования на уровне, так сказать, уже молекулярном, и теоретически некоторые параметры могут быть восстановлены», - считает он. Предъявлять претензии производителям самописцев он не видит оснований – по мнению Смирнова, нынешние самописцы надежнее и совершеннее прежних, в которых информация записывалась на проволоку или пленку, а не на карты флэш-памяти, как сейчас. Главком ВВС в 90-е годы Герой России генерал армии Петр Дейнекин в интервью газете ВЗГЛЯД обратил внимание, что обычно самописцы ищут долго, но после его обнаружения находят истинную причину трагедии. Генерал рассказал, что на военных самолетах самописцы регистрируют гораздо больше параметров, чем на гражданских судах. «У меня вначале не вызывало сомнений, что общая картина будет восстановлена, - сказал он. - Потому что записывается более ста параметров: движение воздушного судна, дыхание его двигателей», и при помощи косвенных источников по части извлеченных данных можно восстановить интересующую информацию. «Но оказалось, что, попросту говоря, «флэшка» была повреждена в значительной степени, отдали специалистам очень высокой квалификации. На моем жизненном авиационном пути были эпизоды, когда из пепла восстанавливали носители. Поэтому я верю в то, что люди, которым передали разрушенную плату, смогут восстановить истинную картину трагедии», - сказал Дейнекин. «По внешнему виду он, казалось бы, не был подвержен ни пожару, ни механическому повреждению, но, как оказалось, это далеко не так», - добавил он. Дейнекин не видит необходимости совершенствовать бортовые самописцы. «Того, что имеется в современном авиационном техническом мире, достаточно, чтобы восстановить любую трагедию», - заключил генерал. Бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко сказал газете ВЗГЛЯД, в 50% случаев черные ящики при падении самолета с высоты невозможно расшифровать. «Взрыв в воздухе, воздействие температуры...Хотя он выглядел как не подверженный огню. А вот удар был, и видно схемы его не выдержали. Ракета обычно попадает в двигатель, но взрывались еще баки», - сказал он. По его словам, теоретически можно было бы сделать черные ящики еще крепче, сделав более толстую броню и снабдив их внутри материалом, амортизирующим удар, но это было гораздо дороже: «они и так дорогие, потому что туда же стекается вся информация от разных агрегатов». Летчик-испытатель, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что не заметил на показанных кадрах ничего необычного в конструкции самописцев, а критику в адрес разработчиков он находит неуместной. «История этих ящиков очень длинная, они не первый день созданы, - сказал он. - Там конструкторское бюро работает, и их обсуждают. Это как я сейчас посмотрю по телевизору операцию на сердце и скажу, что они ничего в этом не понимают. Как в советские времена люди не читали, а осуждали, так и здесь люди что-то увидели и начинают демонстрировать свои знания. Так люди устроены: из ста человек обязательно есть один герой, два предателя, пять тех, кто знают, но молчат, и обязательно три человека, которые ничего не знают, но везде свое словечко вставят, на любую тему».