"Платон" рухнул под натиском фур

Система по взиманию платы с грузовиков массой свыше 12-ти тонн за проезд по федеральным трассам дала массовые сбои. Несмотря на то, что в пресс-службе компании-концессионера ООО «РТ-Инвест транспортные системы» заявили, что запуск «Платона» прошел в штатном режиме, представители крупнейших автоперевозчиков пожаловались «Газете.Ru», что система полностью зависла к утру понедельника, а с момента старта системы, плата за проезд по транспортным картам снималась со счетов по 5-7 раз за каждую поездку. Кроме того утром в понедельник полностью не работал интернет-сайт «Платона», а номера техподдержки не отвечали. В настоящее время многие перевозчики перемещаются по России «нелегально» из-за невозможности провести оплаты и опасаются получения штрафа в размере 450 тыс. рублей. Напомним, что грузоперевозчиков обязаливносить плату за ущерб федеральным дорогам России с 15-го ноября. До 29 февраля 2016 года плата будет рассчитываться исходя из фактического пробега таких транспортных средств по тарифу около 1,53 руб./км пути. В дальнейшем, до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 руб./км. По оценке Федерального дорожного агентства (Росавтодор), средства, полученные в результате функционирования системы «Платон» — около 40 млрд рублей в год — будут аккумулироваться в федеральном дорожном фонде. Это позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние. Одними из первых тревожный сигнал в понедельник подали в Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков. По словам президента организации Вячеслава Трунаева «система полностью не готова к работе». «С пятницы, за два дня до запуска система вроде как работала, — рассказал Трунаев «Газете.Ru». – Мы смогли провести оплату и составить маршруты. В воскресенье система постоянно подвисала, но хоть как-то работала. И в понедельник «Платон» завис полностью – ничего не работает, водители всех моих машин звонят мне в шоковом состоянии и спрашивают, что делать? А мы не знаем, что им ответить – система просто рухнула! А что было с этими трекерами – выдавать их начали в авральном режиме за 2-3 дня до запуска «Платона», получить их смогли далеко не все. Конечно, нам предлагают пользоваться транспортными картами – то есть заранее прокладывать маршрут и оплачивать километраж. Но сейчас это неудобно. Мало того, что эти карты не работали корректно – при попытке оплатить дрогу, с нас снимали по 5-7 оплат за раз! Нужно было писать каждый раз заявку, ждать, чтобы деньги вернулись и так постоянно. Кроме того, из-за этих карт мы не можем свободно менять маршрут – а если там ремонт на пути, пробка или въезд закрыт из-за погодных условий? Фуры же это не паровозы! И тогда все приходится переделывать, все оплачивать заново. Сейчас в местном офисе «Платона» царит хаос! Мы опасаемся, что будем получать штрафы! Ведь эта поблажка с отложенным взиманием штрафов просто лукавство – они просто не могут физически штрафовать, потому что не создана инфраструктура. А так к нам подъедет один из 100 автомобилей с системой фиксации и все, штраф! Мы столько раз обращались с просьбой ввести тестовый режим работы «Платона», чтобы все проверить, выявить недостатки, притереться. Но нет, в Министерстве транспорта решили действовать по меря появления проблем!». Руководитель московской компании «Навигатор-М», чей автопарк насчитывает порядка 120 машин, Руслан Шанкин сообщил «Газете.Ru», что также столкнулся с семикратным снятием средств со счетов за единичную поездку. «С «Платоном» у нас были большие сложности, — рассказал Шанкин «Газете.Ru». – Мы начали работать с ним 1,5 месяца назад, консультировались. За три дня до запуска мы смогли получить трекеры – за нами был закреплен персональный менеджер, который в определенное время подписал с нами договор и выдал устройство. Вся процедура заняла не более двух часов. Но почему нам выдали их так поздно? В итоге оказалось так, что часть нашего транспорта находилась уже далеко на маршруте, и мы не успели выдать им устройства. Пришлось экстренно составлять дорожные карты. Они то работают, то не работают. Деньги списывались по 5-7 раз! Программное обеспечение просто черти какое! Мы слышали, что сказал Росавтодор о том, что штрафы пока выписывать не будут, но если он все-таки придет, в суде нас слушать не будут. Без постановления Правительства это просто слова». Участник рынка обратил внимание на то, что система «Платон» не может распознать иностранные госзнаки. Соответственно, иностранцы за проезд по России платить не будут. «Не отрегулирован вопрос о том, как будут взиматься деньги с иностранцев, — пожаловался Шанкин. – Поляки, белорусы, литовцы, казахи – все они возят грузы через территорию России. И как они будут оплачивать этот проезд? Об этом нет никакой информации. Я уверен, что с ними повторится такая же история, как с платным въездом на Кольцевую автодорогу для тяжелых фур – иностранцев там так и не штрафуют. Такими темпами все заказчики могут уйти к иностранцам – у них и услуги дешевле и за проезд по федеральным трассам они платить не будут». Председатель комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко сообщил «Газете.Ru», что в понедельник, до 12:50 сайт «Платона» был заблокирован. Поэтому перевозчики, которые пытались оформить маршрутный лист и оплатить поездку, не смогли этого сделать. «У меня на почте уже больше сотни писем из регионов, где дальнобойщики сообщают о сорванных загрузках, — рассказал Войтко «Газете.Ru». – Люди не могут по два дня попасть в личный кабинет на сайте, и оплатить поездку. Логистические отделы стоят на ушах и такая ситуация сейчас по всей стране. Система не готова. Нас ждут безумные штрафы и волна дезинформации о работе «Платона». Полный хаос. Служба поддержки прогоняет тебя по пяти телефонным номерам и в итоге ты все равно оказываешься в исходной точке – никто не знает, что делать. Крупные предприятия получили 200 тыс. бортовых устройств – как они работают, и списывается ли оплата, узнаем через пару дней. Тем, у кого получается оформить маршрутную карту, «Платон» предлагает неудобные варианты на 200 км длиннее, а отклоняться от них нельзя, опять штраф. В течение этой недели мы будем вести так называемый итальянский вариант забастовки, будем пережидать. А также собирать цифры от руководителей ассоциаций товаропроизводителей и подсчитывать нанесенный ущерб экономике». На запрос «Газеты.Ru» о работе системы «Платон» оперативного ответа получить не удалось. Тем временем глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, его заместители Виталий Ефимов и Михаил Брячак внесли в Госдуму законопроект, который дает право грузовикам с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн вносить плату за проезд по федеральным дорогам после окончания заявленного маршрута. Текст документа опубликован в электронной базе документов нижней палаты парламента. Это одно из требований, с которым обращались в Правительство грузоперевозчики. Законопроект также устанавливает размер штрафа за неоплату проезда в размере 10 тыс. рублей. При этом отмечается, что в течение суток лицо может быть привлечено к ответственности однократно, независимо от количества случаев фиксации правонарушения. Документ также вносит поправки в Кодекс об административных правонарушениях в части привлечения к ответственности за неуплату проезда иностранных перевозчиков. Сейчас в законе установлена обязанность иностранцев вносить плату за проезд, но отсутствует механизм наказания за такое нарушение. «Введение ряда уточнений в КоАП, предлагаемое законопроектом, устанавливает равноправие отечественных и иностранных перевозчиков», — считают авторы законопроекта.

"Платон" рухнул под натиском фур
© Артем Сизов/«Газета.Ru»