Эксперт назвал возможные версии ракетной атаки на Волгоградскую область
Какое оружие могли использовать ВСУ для атаки на регион, рассказал в беседе с MK.RU Российский военный аналитик Антон Трутце.
Ночная атака на объект Минобороны в районе поселка Котлубань стала первым случаем с начала СВО, когда в Волгоградской области объявили не беспилотную, а ракетную опасность. Сообщения о тревоге пришли на мобильные устройства жителей региона в четверг, 12 февраля, в 04.12.
В Минобороны официально подтвердили факт отражения ракетного нападения, а губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров уточнил: обломки упали на территории объекта ведомства, возник пожар, жертв и разрушений гражданской инфраструктуры нет.
Главный вопрос, который сейчас волнует экспертов и общественность: что именно прилетело? Расстояние от линии фронта до Котлубани – около 600 км. Все известные типы ракет, состоящие на вооружении ВСУ (американские ATACMS с дальностью до 300 км, британские Storm Shadow – до 250 км, украинские «Нептуны» – около 280 км), не способны преодолеть такое расстояние. Официальный Киев, обычно оперативно отчитывающийся об «успехах», на этот раз хранит полное молчание, что порождает еще больше вопросов.
Военный аналитик Антон Трутце предположил, что противник мог применить модернизированное оружие. По его словам, технически возможно снять боевую часть с советской крылатой ракеты Х-55 (чей ресурс позволял лететь на 2500 км с ядерной «начинкой») и залить освободившийся объем дополнительным топливом, превратив ее в носитель фугасного заряда. Однако главная проблема таких кустарных модификаций – точность. Старая система навигации дает промах в сотни метров или километры, что делает удар по точечной цели маловероятным.
«Чтобы попасть по военному объекту, нужна коррекция по GPS или оптико-электронная головка, – пояснил Трутце. – Украинцы умеют ставить подобные модули на дроны, но сделать такое промышленно, в масштабе, – это не кустарщина, это серьезное производство».
Аналитик также рассматривает версию с применением западных ракет, о передаче которых не было объявлено публично, либо использование баллистических ракет, что кратно усложнило бы работу российской ПВО. Однако по косвенным признакам он склоняется к тому, что ВСУ применили именно крылатую ракету.
Инцидент под Котлубанью эксперт называет не просто «звонком», а «сиреной» для российских систем безопасности.
«Первый официально подтвержденный ракетный удар на дальность, которую мы считали для противника недостижимой, – подчеркивает Антон Трутце. – Значит, наши оценки нужно срочно корректировать. И готовиться к тому, что подобные атаки могут повториться. Уже на другие регионы».
Ответом на новые вызовы должно стать не только наращивание традиционных средств ПВО, но и, прежде всего, совершенствование систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ), способных уводить ракеты с курса, а также восстановление спутниковой группировки и радиолокационного поля для обнаружения целей на предельно малых высотах. Ключевым же элементом остается уничтожение ракет на земле – разведка и превентивные удары по местам хранения, сборки и пуска.
Напомним, 12 февраля Волгоградская область подверглась ракетной атаке. Повреждений гражданских объектов зафиксировано не было, никто не пострадал. Однако при падении обломков на территории объекта Минобороны РФ произошло возгорание, которое оперативно ликвидировали. Для обеспечения безопасности гражданского населения от угрозы детонации при тушении пожара жители близлежащего населенного пункта Котлубань были эвакуированы в пункты временного размещения в районном ДК и Городищенской ДЮСШ. В этот же день, 12 февраля, с 15.30 они начали возвращаться в свои дома.