Бывший подводник Северного флота возглавил службу беспилотной авиации на СВО
Бывший подводник Северного флота, а ныне начальник службы беспилотной авиации с позывным Мичман добровольно прибыл на специальную военную операцию в мае 2024 года. По его словам, решение было продиктовано желанием сделать так, чтобы "сыну не пришлось идти довоевывать".
Имея за плечами опыт службы на атомной подводной лодке и образование радиотехника, Мичман восстановился из запаса в действующую армию. Покоряет небо он при помощи FPV-очков: "Мы шутим про себя, что мы дистанционщики, хотя рискуем не меньше других". Под крылом 49-й армии он возглавил одно из ключевых подразделений современного поля боя - группу операторов БПЛА. "Сфера интересная, за ней будущее", - уверен он.
Роль беспилотников кардинально изменила тактику ведения боевых действий. "Богами войны" называют артиллеристов, а теперь операторы БПЛА прочно заняли второе место, а в чем-то стали и незаменимыми помощниками номер один. Они выступают глазами войск: обнаруживают цели, корректируют огонь артиллерии и самостоятельно наносят точечные удары.
"Без "птичек" в небе воевать сложно, - делится собеседник. - Начинает работать артиллерия, противник прячется, а мы уже летим туда с дронами, чтобы его добить". Слаженная работа артиллерийских расчетов и операторов БПЛА позволяет наносить быстрые и эффективные удары. Время от обнаружения цели до поражения на другом берегу Днепра иногда сокращается до 2-3 минут. "Мы их на том берегу уже закошмарили, все основные силы они увели вглубь и там окопались, примерно в 20 километрах от Днепра. Любое движение противника на берегу вызывает нашу немедленную реакцию", - говорит Мичман.
Обучение работе с дронами начинается с симуляторов, и далеко не каждый с первого раза может справиться с управлением. Но со временем приходит понимание физики полета. На вооружении подразделения - различные типы беспилотников: от массовых FPV-аппаратов, которые выполняют роль управляемых снарядов, до специальных ночных моделей и сложных оптоволоконных комплексов, неуязвимых для средств радиоэлектронной борьбы противника.
Каждый дрон создан под конкретные задачи. Легкие FPV-дроны - это, по сути, одноразовые расходники, летящие на поражение заранее известной цели. Более крупные аппараты с камерами и zoom-объективами ведут разведку глубоко в тылу врага, фиксируя любую активность, свежие следы техники или передвижения. Случается, что по пути к основной цели дроны натыкаются на вражеские ретрансляторы или узлы связи и тогда уничтожают их. Часто "птички" поднимаются в воздух для "свободной охоты" - поиска незапланированной цели.
Работа операторов организована посменно, круглосуточно. Расчеты распределены по секторам ответственности, чтобы всегда быть готовыми к быстрому вылету. Главный риск в их работе - обнаружение противником своей позиции после запуска дрона, поэтому пункты управления после выполнения задачи оперативно меняют дислокацию.
Особое место в работе дроноводов группировки "Днепр" сейчас занимает взаимодействие с местным населением на освобожденных и прифронтовых территориях. Жители, оказавшиеся по другую сторону линии соприкосновения, иногда с помощью записок сообщают о своих нуждах. Наши военные в ответ доставляют им гуманитарную помощь - продукты питания, лекарства, предметы первой необходимости. Это подчеркивает не только военную, но и человеческую миссию. "Мы в камеры видели, что они пишут. Доставляли им продукты. Специально обматывали дроны красным скотчем, чтоб люди знали, что это мы, и не боялись", - говорит Мичман.
"Я бы продолжил служить в войсках беспилотных систем и после победы", - отвечает боец на вопрос о том, кем видит себя в будущем.
Недавно Мичман был представлен к госнаграде.
Сегодня войска БПС значительно повышают эффективность и оперативность действий наших на поле боя. Настоящее и будущее войны - в сочетании человеческого интеллекта и высоких технологий.