65 лет назад началась разработка первого газотурбинного танка в СССР

65 лет назад в СССР стартовала разработка первого опытного танка с газотурбинным двигателем — «Объект 167». На протяжении нескольких лет инженеры и конструкторы дорабатывали технологию, параллельно создавая уникальные бронированные машины и тестируя нестандартные технические решения. Летом 1976 года на вооружение советской армии был принят легендарный Т-80, который стал первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой. Сегодня в арсенал ВС РФ входят глубокомодернизированные «восьмидесятки» с более мощным двигателем — их экипажи поддерживают наступление российской армии в зоне проведения спецоперации. По мнению экспертов, газотурбинный Т-80 хорошо адаптирован под выполнение современных боевых задач.

24 января 1961 года Совет министров СССР принял решение о разработке танка с газотурбинным двигателем (ГТД). Так начались работы над первой такой советской машиной («Объектом 167Т») и её сердцем — 700-сильным газотурбинным двигателем ГТД-3Т.Над реализацией уникального проекта работали специалисты ВНИИ-100 в Ленинграде, ОКБ-29 в Омске, а также завода № 183 в Нижнем Тагиле (ныне «Уралвагонзавод») под руководством легендарного советского конструктора Леонида Карцева.

Уже в октябре 1961 года первый в мире опытный образец танка с ГТД отправился на полигон Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники (НИИБТ).

Как отметил в комментарии RT эксперт в области бронетанковой техники кандидат военных наук Сергей Суворов, работы по газотурбинной бронированной машине стали значимым этапом в развитии отечественного танкостроения. Прежде всего советские конструкторы стремились создать высокоскоростной танк, способный при необходимости глубоко вклиниваться в оборону противника. Определённое влияние оказали и эксперименты, которые проводились в США.

«В период холодной войны наши специалисты, конечно же, были осведомлены о попытках американцев и их союзников создать танк с газотурбинной силовой установкой, но их ГТД не отвечали требованиям долговечности и надёжности. К слову, США всё же достигли определённых успехов на этом направлении. Так появился их М1 Abrams, но, на мой взгляд, какие-то выдающиеся боевые и эксплуатационные качества эта машина не получила», — рассказал Суворов.

Тактическое преимущество

Как пояснил эксперт, ГТД довольно сильно отличается от классического двигателя внутреннего сгорания (ДВС), работающего на дизельном или бензиновом топливе. В газотурбинной силовой установке вместо поршней и коленчатого вала вращается турбина. Она обеспечивает мощный крутящий момент. Благодаря ему танк получает высокую проходимость и солидную скорость даже в условиях распутицы.

Часть технологических решений при создании ГТД заимствовалась из бурно развивавшейся в то время реактивной авиации. По словам Сергея Суворова, в авиадвигателе тяга создаётся за счёт реактивной струи, тогда как в сухопутных газотурбинных моторах крутящий момент с вала турбины передаётся непосредственно на трансмиссию.

«Тяговые возможности у ГТД значительно лучше, чем у дизельного «родственника». Кроме того, эта силовая установка обладает меньшими габаритами и массой, что позволяет разместить больше топливных баков или другого оборудования», — отметил Сергей Суворов.

Однако, как рассказал в разговоре с RT военный обозреватель Александр Зимовский, газотурбинный двигатель оказался чрезвычайно «прожорливым». Поэтому для массового выпуска инженерам требовалось доводить аппетиты мотора до приемлемых значений.

Первым шагом стал опытный танк «Объект 167Т» — один из вариантов модернизации принятого на вооружение в августе 1961 года Т-62. Он превосходил серийную модель по манёвренности, противорадиационной защите и мощности.

На «Объекте 167Т» использовался двигатель ГТД-3Т мощностью 700 л. с. и массой всего 220 кг — в разы легче штатного дизельного агрегата. Это позволило улучшить ходовые характеристики, однако главную проблему — чрезмерный расход топлива — решить не удалось.

Тем не менее накопленный опыт использовался при доводке танковых газотурбинных установок. Например, в 1965 году модифицированный ГТД-3ТЛ мощностью 800 л. с. устанавливали на «Объект 432». Впоследствии этот экспериментальный танк превратился в серийный Т-64 — его приняли на вооружение в декабре 1966 года.

Параллельно советские специалисты экспериментировали со спаренной установкой двух маломощных ГТД, но эта схема была признана непрактичной. Основные усилия СССР сосредоточил на создании нового, более мощного и экономичного агрегата.

В итоге в 1968 году в рамках модернизации Т-64А в Ленинграде стартовала разработка двигателя ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. Уже весной 1969 года его начали монтировать на опытные машины. За несколько месяцев испытаний агрегат подтвердил свои преимущества и практическую пригодность.

9 марта 1970 года правительство СССР приняло постановление об организации серийного производства танковых газотурбинных двигателей. Первые образцы сошли с конвейера в 1972 году.

Однако в ходе испытаний выяснилось, что для нормальной работы с таким мощным мотором танку требуются усиленная трансмиссия и усовершенствование других узлов.

После этого в СССР стартовала работа над экспериментальным танком «Объект 219». Он разрабатывался как газотурбинный вариант танка Т-64А и оснащался двигателем ГТД-1000Т. Опытный танк на базе Т-64А («Объект 434») получил индекс «Объект 219 сп.1». 6 июля 1976 года он был принят на вооружение советской армии под индексом Т-80, став первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой.

«Т-80 создавался как прямое воплощение доктрины скоростного прорыва. Его ключевой целью было не просто усиление огневой мощи, а кардинальное повышение подвижности танковых соединений, а новый двигатель должен был дать машине резерв мощности для стремительного броска», — отметил Александр Зимовский.

По многим параметрам Т-80 значительно превосходил другие боевые машины. А за феноменальную подвижность он даже получил прозвище «танк Ла-Манша».

Это название, как пояснил Зимовский, отражало западные опасения, поскольку Т-80 воспринимался как машина, способная в сжатые сроки преодолеть всё пространство европейского театра военных действий.

Ахиллесовой пятой Т-80 оставался значительный расход топлива. Впрочем, по словам Зимовского, советский танк при необходимости можно было заправить на любой АЗС. Его двигатель был многотопливным. Он мог использовать почти любое жидкое горючее.

«Танковый газотурбинный двигатель после несложной регулировки способен переварить широкий спектр горючего: от авиакеросина и дизтоплива до низкооктанового бензина и даже некоторых масел. В этом огромное тактическое преимущество газотурбинного танка. Экипаж всегда может использовать любое трофейное или подручное топливо», — заявил Александр Зимовский.

Т-80 был довольно дорогостоящим в производстве и эксплуатации танком. Для снижения экономических издержек отечественные специалисты создавали дизельные модификации. По выражению Зимовского, «в линейке одного танка-символа шла своя двигательная война».

«Был найден своего рода компромисс. Элитные советские части получали быстрые, но дорогие Т-80 с турбиной, а для массовой армии выпускались бюджетные дизельные варианты», — подчеркнул эксперт.

«Мощнее и экономичнее»

Самая современная модификация отечественного газотурбинного танка — Т-80БВМ. По данным Минобороны РФ, в результате модернизации были повышены «все основные характеристики этого танка: огневая мощь, защищённость, подвижность, командная управляемость. Увеличена дальность стрельбы всеми типами боеприпасов днём, ночью и в условиях ограниченной видимости»,

В арсенал Т-80БВМ входят улучшенная 125-мм пушка 2А46М-4, комплекс управляемого вооружения «Рефлекс» и несколько пулемётов. Ключевой особенностью танка считается газотурбинный двигатель мощностью 1250 л. с., который, по данным Минобороны РФ, стал мощнее и экономичнее предшествующего силового агрегата. Мотор позволяет машине разгоняться до 80 км/ч.

Новый ГТД, как считают эксперты, обеспечивает Т-80БВМ превосходство в удельной мощности над основными зарубежными аналогами и лучшую проходимость по мягким грунтам. В целом благодаря газотурбинному двигателю российский танк лучше приспособлен для ведения боя в экстремальных условиях.

«Дизельный танк необходимо довольно долго прогревать, особенно на морозе. Газотурбинный же готов к боевому выходу через пару минут. Для эксплуатации в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке Т-80БВМ подходит очень хорошо», — подчеркнул Сергей Суворов.

В целом, как отмечают в Минобороны РФ, Т-80БВМ обладает солидной ударной мощью, в том числе за счёт нового электронного оборудования. На машине используеются стабилизатор вооружения, современные приборы и новый многоканальный прицел наводчика «Сосна-У».

При этом, помимо обычных танковых боеприпасов, Т-80БВМ может вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами.

«Система с помощью лазерного луча наводит на цель сверхзвуковые ракеты, запускаемые из ствола пушки. Это позволяет танку уничтожать бронированные цели, не входя в их зону поражения», — сообщают в Минобороны.

Как отмечают в российском военном ведомстве, в зоне спецоперации модернизированные Т-80 проявляют себя наилучшим образом. На основе боевого опыта «восьмидесятка» получила «специальные накидки, снижающие возможность наведения различного высокоточного оружия, а также козырёк, прикрывающий от ударов барражирующих боеприпасов, бомб, сбрасываемых с квадрокоптеров, и атак FPV-дронов».

На такой машине в июне 2023 года экипаж танка с позывным Алёша в одиночку остановил колонну ВСУ на Запорожском направлении, уничтожив восемь единиц техники, включая два танка.

«В первые минуты боя метким огнём наводчик-оператор Алексей Неустроев уничтожил оба танка Т-72Б противника. В следующие 30 минут были уничтожены один бронетранспортёр М113 и пять бронетранспортёров MaxxPro американского производства вместе с десантом», — сообщали в Минобороны РФ.

Как рассказал в беседе с RT военкор Алексей Кожевников, именно способность модернизированных Т-80 к молниеносным атакам и прорывам позволяет российским танкистам наносить удары с неожиданных для неприятеля направлений, а после выполнения боевой задачи быстро покидать опасный район.

«В условиях СВО главные козыри «восьмидесяток» — это непревзойдённая динамика разгона для манёвра или выхода из-под огня. Кроме того, наши танки традиционно имеют меньшие габариты, что в совокупности с низким уровнем шума позволяет успешно приближаться к врагу, а потом откатываться и маскироваться», — заключил Кожевников.