Зачем Трампу Гренландия

Президент США Дональд Трамп в очередной раз напомнил о своих притязаниях на Гренландию, которые он озвучивал еще в инаугурационной речи в начале прошлого года. И если в случае с недавним рейдом по захвату венесуэльского лидера Николаса Мадуро Белый дом даже не скрывает, что все дело в богатых запасах нефти, то зачем Вашингтону нужен самый большой остров в мире?

Зачем Трампу Гренландия
© Российская Газета

"Нам нужна Гренландия с точки зрения национальной безопасности. Сейчас это стратегически важный регион", - приводит его слова на пресс-конференции 5 января агентство РИА Новости.

Эта самая "стратегическая важность", как видится, имеет как минимум два измерения: экономическое и военное.

По оценкам, которые публикует Financial Times, в Гренландии обнаружены залежи из 38,5 миллиона тонн оксидов редкоземельных металлов - до трети всех разведанных мировых запасов. При этом до сегодняшнего дня полноценная разведка и тем более разработка полезных ископаемых представляет собой крайне непростую задачу: 97% территории острова покрыто толстым слоем льда, который достигает 150 метров. Впрочем, с развитием технологий это может стать не только физически возможно, но и экономически целесообразно. С другой стороны, это неизбежно потребует многих лет работы и миллиардных инвестиций.

С военной точки зрения все несколько проще. США так или иначе используют территорию Гренландии как минимум с середины прошлого века. И не просто так: она прикрывает кратчайший морской путь в Старый Свет, а также воздушное пространство со стороны северной части нашей страны. На северо-западе острова расположена авиабаза Питуффик (до 2023 года известная как Туле), которая является самой северной американской военной базой и во времена холодной войны служила важной частью стратегического противостояния с СССР, главным образом как звено системы раннего оповещения о ракетном ударе. По всей видимости, база до сих пор служит ключевым элементом американской ПРО, что, с учетом желания Дональда Трампа накрыть США "Золотым куполом", не может не представлять для него интерес.

Неподалеку от нее располагалась экспериментальная подледная база Camp Century, заброшенная с конца 1960-х годов. Она служила для исследования возможности развертывания в Арктике наступательных вооружений, однако опыт был признан неудачным - слишком уж трудно оказалось выполнять задачи в таких условиях. Кроме того, в 1968 году около авиабазы Туле разбился стратегический бомбардировщик В-52 с термоядерными бомбами на борту, что привело к радиоактивному заражению большой территории. После этого Дания и США заключили договор о том, что в Гренландии не будут размещать ядерное оружие.

Последнее, конечно, перестанет иметь силу, войди остров в состав США или, по крайней мере, обрети он независимость от Дании. А если взять карту мира в проекции Северного полюса, то в целом становится понятно, что расстояние до той же Москвы вполне себе покрывается, выражаясь терминами уже канувших в Лету международных соглашений, ракетами средней дальности наземного базирования, пусть полноценно такие системы в американской армии на данный момент и отсутствуют. Другая часть этой "вилки" находится на Аляске, где также нет недостатка в американских стратегических военных базах. Она "прикрывает" восточную часть Евразии - включая территорию нашей страны в Арктике и на Дальнем Востоке.

Немногочисленные порты острова тоже активно использовались противолодочными кораблями США во время противостояния с СССР. Один из них, Кангилиннгуит (он же Грёнендаль) расконсервировали несколько лет назад, разместив там контингент из нескольких солдат "для поддержания порядка".

С учетом того, что Трамп заговорил о (тогда еще покупке) Гренландии еще в 2019 году, можно с достаточной уверенностью сказать, что эту мысль он с тех пор не оставлял. Кто знает, возможно, успех (во всяком случае, так кажется сейчас) в Венесуэле даст главе Белого дома больше уверенности в том, что он может действовать по lex fortissimum - праву сильнейшего.